00:0005 декабря 200100:00
24просмотров
00:0005 декабря 2001
Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы России.
<BR><BR><BR>Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы России.<BR>Сейчас автомобильный транспорт развивается в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики.<BR>Значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта. Начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность.<BR><B>Автомобильная</B><BR><B>статистика</B><BR>В 2000 г. автомобильным транспортом было перевезено 23,3 млрд пассажиров (с учетом перевозок по заказам и собственных нужд предприятий), что составило 52,5% от общего объема перевозок пассажиров всеми видами транспорта.<BR>Отмечается постоянный рост объема международных пассажирских перевозок. В минувшем году в международном сообщении автобусами было перевезено 6,9 млн чел., что в 1,5 раза больше по сравнению с 1997 г. В настоящее время в России действуют свыше 440 международных регулярных автобусных маршрутов, в том числе с Республикой Украина -- 116, Республикой Казахстан -- 92, Германией -- 79, Республикой Беларусь -- 32, Республикой Азербайджан -- 23, Финляндией -- 11 и др.<BR>Наибольший объем международных пассажирских перевозок осуществлялся на дорогах, соединяющих Россию с Республикой Украина (1,8 млн чел., или 26,0% от общего объема международных перевозок), Китайской Народной Республикой (1,2 млн чел., или 17,4%), Республикой Казахстан (1,0 млн чел., или 15,3%), Финляндией (0,7 млн чел., или 10,1%).<BR>Объем перевозок грузов автомобильным транспортом за последние 10 лет снизился почти в 2,7 раза и составил 5,7 млрд т, а грузооборот -- 138,6 млрд т/км. Вместе с тем за последние 2 года отмечается рост объемов грузовых перевозок. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. он увеличился на 6,0%, а по сравнению с 1998 г. -- на 9,6%. Возрос также и грузооборот. Доля грузов, перевозимых автомобильным транспортом, от общего объема грузов, перевозимых всеми видами транспорта, включая промышленный железнодорожный, составляет 53,0%.<BR>Около 90% всех грузов доставляется потребителям собственным автотранспортом предприятий и организаций. Объем коммерческих перевозок в 2000 г. по сравнению с 1998 г. увеличился на 8,0%.<BR>Основную долю грузов, перевозимых автомобильным транспортом, составляют строительные и навалочные грузы (65,0%). Доля перевозок продовольственных товаров в истекшем году по сравнению с 1999 г. возросла с 6,5 до 8,4%. Несколько увеличилась доля перевозок лесоматериалов и товаров народного потребления.<BR>В Российской Федерации последнее десятилетие характеризуется высокими темпами автомобилизации. За этот период парк автомототранспортных средств (АМТС) увеличился более чем в 2 раза. В настоящее время на 1000 россиян приходится 217 ед. всех видов автотранспорта.<BR>В 2000 г. на учете в Российской Федерации состояло 36,6 млн автомобилей, автобусов и мототранспорта. По сравнению с 1996 г. их количество увеличилось на 5,6%, или на 1,7 млн ед. Наиболее быстрыми темпами растет парк легковых автомобилей, численность которых за прошедшие 5 лет возросла более чем на 4,5 млн ед., или на 28,7%, и составила в минувшем году 20,4 млн ед. Если в 1993 г. их удельный вес составлял 43,4%, в 1996 г. -- 52,9%, то в 2000 г. -- 64,4% от численности автопарка.<BR>Широко распространены в эксплуатации автомобили "ВАЗ 2101-2107" (35,4%), количество которых по сравнению с 1996 г. увеличилось на 22,7%. Численность автомобилей "ВАЗ-2108, 2109" и их модификаций достигла почти 2,0 млн. Новая модель "ВАЗ-2110" и модификации этой модели составляют 1,3% от легкового автопарка, или 255,5 тыс. ед.<BR>Почти вдвое (на 94,9%) за 5 лет увеличилось количество легковых автомобилей иностранного производства (без учета автомобилей "ЗАЗ"). В 1996 г. их доля в парке легкового автотранспорта была 9,8%, а в 2000 г. -- 14,8%. Всего на учете в 2000 г. состояло свыше 3 млн легковых иномарок. Из общего количества легковых автомобилей зарубежных фирм на долю автомобилей с правым расположением руля пришлось 29%, а их численность за 5 лет возросла на 60,7%.<BR><B>Структура парка</B><BR><B>автомототранспорта</B><BR>В 2000 г. произошло сокращение удельного веса и количества находящихся в эксплуатации устаревших моделей легковых автомобилей: численность "ГАЗ-20, 21 и 24" сократилась на 34,3%; "ЗАЗ-968" и модификаций -- на 13,9%; "Москвич-412, 2140" -- на 11,6%.<BR>Лишь пятая часть (20,6%) легкового автопарка имеет сроки эксплуатации менее 5 лет, почти треть (32,2%) -- от 5 лет до 10 лет и 47,2%, или 9,6 млн, легковых автомобилей эксплуатируется свыше 10 лет.<BR>К 2000 г. численность грузовых автомобилей достигла 4,4 млн ед., а их удельный вес в парке практически не изменился: в 1996 г. -- 14,0% и 13,9% -- в минувшем году. Прирост их количества за эти годы составил 206,8 тыс. ед., или 4,9%. Наибольшее число (36,1%) находящихся в эксплуатации грузовых автомобилей -- это модели, выпущенные ОАО "ГАЗ", из которых 17,5% -- устаревшие модели "ГАЗ-52" и "ГАЗ-53".<BR>Шестую часть (16%) от общего количества грузовых автомобилей составляют автомобили марки "ЗИЛ". По сравнению с 1996 г. их число сократилась на 18,3% за счет прекращения эксплуатации устаревших моделей "ЗИЛ-130" (-31,5%) и "ЗИЛ-131" (-10,8%).<BR>За 5 лет уменьшилось на 3,7% количество автомобилей марки "КамАЗ", в том числе "КамАЗ-4310" -- на 12,9% и "КамАЗ-5320" -- на 2,1%, а их удельный вес в грузовом парке в 2000 г. составил 11,3% (1996 г. -- 12,3%).<BR>В основном прирост численности грузовых автомобилей произошел за счет увеличения производства новых моделей "ГАЗ" (на 8,4%), "ЗИЛ" (на 2,4%), "УАЗ" (на 12,2%) и "Урал" (на 10,5%)<BR>Грузовые автомобили иностранного производства составляют 10,8% от численности грузового автопарка страны, из них более половины -- модели "МАЗ" и "КрАЗ". Удельный вес грузовых транспортных средств с правым расположением руля невелик (1,3%), однако в прошедшем году по сравнению с 1996 г. их количество выросло в 3,4 раза.<BR>Для парка грузового автотранспорта характерна значительная доля (50,8%) автомобилей устаревших моделей с длительными сроками эксплуатации (более 10 лет) и невысокий удельный вес (14,4%) новых автомобилей с годом выпуска 1995 и позже.<BR>В 2000 г. на учете состояло 640,1 тыс. ед. автобусов (2,0% парка всех ТС), по сравнению с 1996 г. их численность увеличилась на 1,9%. Наибольшее распространение в автобусном парке имеют модели иностранного производства (31,1%), из которых на долю всех моделей "Икарус", "ЛАЗ", "РАФ" приходится 66,4%. Из всех автобусов иностранного производства почти каждый десятый (9,4%) имеет правое расположение руля. Их численность в минувшем году по сравнению с 1996 г. увеличилась на 5,9%.<BR>Значительную долю парка составляют автобусы отечественного производства "КАвЗ" всех моделей (15,4%), "ПАЗ-3102" (14,2%) и "УАЗ-2206-01" (11,9%).<BR>Основное увеличение автобусного парка произошло за счет роста численности автобусов "УАЗ" (+10,2%), "ПАЗ" (+14,5%) и "Икарус" (+33,5%).<BR>В 2000 г. свыше 19 млн легковых автомобилей (или 93,8% от их общей численности) находились в собственности физических лиц. Из более чем 1,2 млн легковых автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, почти половина (48,2%) состоит на балансе предприятий и организаций государственной и муниципальной форм собственности.
<BR>Владельцами более трети (35,6%) всех грузовых автомобилей являются физические лица. Численность индивидуального грузового автотранспорта за прошедший год увеличилась на 8,9% и достигла почти 1,6 млн ед. Количество грузовых автомобилей в государственной и муниципальной собственности в сравнении с 1996 г. уменьшилось на 29,2%, а их удельный вес снизился с 44,2% в 1996 г. до 29,8% в 2000 г. На балансе юридических лиц частной формы собственности в 2000 г. находилось 7,6% грузовых ТС, численность которых за последний год возросла на 9,2%.<BR>Продолжается сокращение количества автобусов в государственной и муниципальной собственности: с 344,7 тыс. ед. в 1996 г. до 266,2 тыс. ед. в 2000 г. При этом доля автобусного парка государственных и муниципальных предприятий сократилась за этот период с 54,9 до 41,6%, при этом ежегодно увеличивается удельный вес и количество автобусов, принадлежащих физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. За минувший год прирост числа таких транспортных средств составил 10,3%, а их удельный вес в автобусном парке достиг 29,1%.<BR>Подавляющее количество мототранспортных средств (98,4%) находится в собственности физических лиц.<BR><B>Качество дорог</B><BR>Низкий технический уровень дорог обуславливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции. Себестоимость перевозок по российским дорогам в 1,5 раза, а расход горючего на 30% превышают аналогичные показатели развитых зарубежных стран.<BR>Ежегодно в ДТП, при совершении которых сопутствующим фактором были неудовлетворительные дорожные условия, погибает более 7 тыс. человек и около 40 тыс. человек получают ранения.<BR>В 2000 г. по данной причине произошло 35.711 (+86,3%) происшествий. Недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии дорог были выявлены в качестве сопутствующей причины более чем пятой части (22,7%) всех ДТП (в 1996 г. -- 11,0%).<BR>Доля происшествий из-за недостатков в состоянии дорожного покрытия с учетом происшествий из-за неровности покрытия и его низких сцепных качеств составила почти половину -- 44,4% -- всех ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями.<BR>Отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек было отмечено при регистрации 6,9% происшествий. Неисправность искусственного освещения была причиной 6,3% происшествий. Несоответствие обочин установленным требованиям (неудовлетворительное состояние или занижение их уровня) на автодорогах было причиной почти каждого десятого происшествия, связанного с дорожными условиями.<BR>Приобрела актуальность проблема обеспечения сохранности автомобильных дорог. Вследствие пропуска сверхтяжелых транспортных средств, дорожно-транспортных происшествий, хищения и порчи дорожного имущества ежегодно дорожному хозяйству наносится ущерб, который только для федеральных дорог оценивается в 4,5 млрд рублей.<BR>Условия дорожного движения на городских территориях постоянно усложняются. Ежегодно прирост интенсивности движения составляет 10-20%, а увеличение пропускной способности улично-дорожной сети за этот период не превышает 5%.<BR>Улично-дорожная сеть многих крупных и средних городов уже исчерпала резервы пропускной способности и находится в условиях постоянного образования заторов, создания аварийных ситуаций при пропуске транспортных и пешеходных потоков.<BR>Средняя скорость движения транспорта за последние 5 лет снизилась на многих участках улично-дорожной сети почти на 40% и составляет: в мегаполисах 15-30 км/ч, в крупных городах -- 20-40 км/ч, а в часы "пик" падает до 5-10 км/ч.<BR>По состоянию на 2000 г. установлено и находится в эксплуатации более 15 тыс. светофорных объектов и 1,35 млн дорожных знаков, что составляет соответственно 30% и 20% от необходимого количества, регламентируемого нормативными требованиями.<BR>Эксплуатационное состояние дорожных знаков, светофоров, разметки только в некоторых городах удовлетворяет современным требованиям. Как правило, работы по замене и восстановлению поврежденных технических средств регулирования проводятся несвоевременно. Только 15% светофорных объектов включены в автоматизированные системы регулирования.<BR><B>Выводы</B><BR><B>и предложения</B><BR>Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию сокращения количества ДТП и числа пострадавших, уровень аварийности на автомобильном транспорте остается недопустимо высоким.<BR>В целях совершенствования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:<BR>-- Осуществить комплекс мер по совершенствованию системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, упорядочению организационной структуры и механизмов регулирования деятельности в этой сфере, координации совместных усилий, направленных на профилактику дорожно-транспортной аварийности на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, в отраслевом и территориальном разрезах.<BR>-- Существенно усилить организующую роль федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по профилактике аварийности на автотранспорте. a<BR>-- Значительно усилить роль финансово-экономических механизмов и стимулов, способствующих реализации профилактических мероприятий за счет средств целевых источников финансирования. Создать финансово-экономические механизмы управления программами и проектами в области обеспечения безопасности дорожного движения.<BR>-- Значительно расширить сеть дежурно-диспетчерских служб на автомобильных дорогах, обеспечивающих оперативное информирование о фактах ДТП, медицинских учреждений, подразделений ГИБДД, МЧС, дорожных и коммунальных служб с целью обеспечения максимально быстрого их прибытия на место происшествия, оказания помощи пострадавшим.<BR>-- Повысить эффективность организации дорожного движения, прежде всего за счет разработки и применения современных инженерных схем и методов регулирования.<BR>-- Разработать новую систему подготовки водителей транспортных средств, включающую в себя упорядочение организационно-правового механизма осуществления такой деятельности, внедрение передовых технологий подготовки, повышения профессионального мастерства и квалификации водителей, аттестации преподавателей автошкол и учебных комбинатов.<BR>-- Разработать комплексную программу повышения безопасности детей в дорожном движении, предусматривающую совершенствование системы обучения детей в дошкольных и школьных учебных заведениях правилам безопасного поведения на дорогах.<BR>-- Дальнейшее совершенствование системы лицензирования перевозочной деятельности, особенно при перевозках пассажиров, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.<BR>-- Разработать систему показателей по оценке работы предприятий, организаций всех форм собственности на автотранспорте, в том числе осуществляющих подготовку водителей, в дорожном хозяйстве, медицинских и других учреждений, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения, предупреждением ДТП и снижением тяжести их последствий.<BR>-- Обеспечить проведение социально ориентированной политики страхования на транспорте, предусматривающей отчисления от полученных доходов в этой сфере деятельности на превентивные мероприятия по профилактике аварийности.<BR><B>По материалам</B><BR><B>Государственного</B><BR><B>доклада по Безопасности Дорожного Движения, ГИБДД МВД России</B>