00:0030 ноября 200100:00
10просмотров
00:0030 ноября 2001
Наталья Ульянова
<BR><B>Наталья Ульянова</B><BR><BR>Нет человека, который, однажды став сотрудником "Всехстройинвеста", не попытался бы стать черствым, непробиваемым функционером. Но удается это немногим.<BR>Человек открывает газету. Читает стандартное объявление с тривиальным текстом. Встречается с персональщиком с банальным приветствием. Маститым карьеристам известно, что такие контакты происходят на эзоповом языке, коде, действительном только в момент трудоустройства. Тем не менее, пока идеальные представления о жизни еще живы в человеке (то есть пока человек собственно жив), сотрудник снова и снова с удовольствием будет вступать в игру, где на смену старым иллюзиям приходят новые химеры. В компании с продвинутым менеджментом этот процесс бесконечен.<BR><B>В ожидание Годо</B><BR>Главное, на что рассчитывает работодатель ("Всехстройинвеста" ли, или любой другой компании с российским менталитетом) и на что клюет каждый новый сотрудник, -- это всеобщее ожидание чуда. Втайне ведь все всегда рассчитывают, что непременно наступит день, когда мир (личный мирок) изменится, справедливость восторжествует, каждому воздастся по заслугам, наступит фактический рай на земле (где закопан фундамент офисного здания). До тех же самых пор можно трудиться и ждать. Данный монолог происходит в подсознании любого, кто только испорчен русским менталитетом. Это в западном прагматическом обществе кажется, что нужна миссия, выдуманные ценности, которые бы сдерживали и направляли неуемный нрав человека. У нас же все не так, у нас миссия -- это неотъемлемый дисциплинированный участок человеческой природы. То, что мистики называют загадочной русской душой, а работодатели готовы свернуть в бараний рог.<BR><B>Потемкинская</B><BR><B>деревня</B><BR>"Мы все должны постараться, это наше общее дело, сначала будет тяжело, а потом сами посмотрите, как будет хорошо", -- твердил президент "Всехстройинвеста" 10 лет назад и вторят новые начальники каждой новой дочерней фирмы. В начале своей карьеры сотрудник "Всехстройинвеста" способен на все, он пассионарен, готов с радостью идти на амбразуру ради общего дела: работать в выходные, не спать ночами, подменять свою жизнь жизнью компании...<BR>Почему, например, часто встречается в объявлениях требование: с отсутствием опыта, -- особенно, если речь идет о торговле? Персональщики утверждают, что опыт в торговле портит человека. Отчасти это так -- непочатая загадочная душа является самым благодатным материалом, на костях можно строить благополучие фирмы. Чем моложе компания, чем младше сотрудник, тем может быть более растянутым во времени процесс ожидания чуда. Чем компания старше, тем чаще на пути сотрудников приходится возводить химеры -- от повышения зарплаты и поездок до такой, в сущности, смехотворной иллюзии, как стабильность.<BR><B>Чудотворцы</B><BR>Главной мотивацией, например, в одном из дочерних "всехстройинвестовских" предприятий, подверженном сезонным спадам, является перспектива дожить до сезона, когда проценты, положенные менеджерам, перекроют все, что было вытерплено в тяжелую годину. Они еще не знают, что, когда появятся настоящие деньги, проценты заметно уменьшатся. Более того, к тому времени они уже свыкнутся с этим. Свыкнутся, потому что чуда ждали слишком долго, а со временем его недостижимость становится главной ценностью, затаенной в загадочной душе. Если начальник обладает талантом сделать так, чтобы сотрудники были рады обманываться и дальше, персонал продолжит жить среди данных химер, если нет -- пойдет паломником по другим рабочим местам.<BR>А еще сотрудники "Всехстройинвеста", заметьте, никогда не выясняют до конца положение дел -- своих ли, фирмы ли в целом. Есть вечный элемент недосказанности, интриги. Слухи могут витать, это да, но окончательного и точного ответа никогда не будет. Это тоже свойство менталитета.<BR>Ни один сотрудник ни одного самого завалящего отдела "Всехстройинвеста" и думать не смеет о том, что чуда не будет никогда.<BR>