Систему здравоохранения спа сет добровольное страхование

С развалом бесплатной системы здравоохранения только обладатели медицинской страховки оказались способными обеспечить качественное лечение себе и близким. К такому выводу пришли участники прошедшего в "ДП" круглого стола "Развитие коммерческой медицины в

<BR><BR>С развалом бесплатной системы здравоохранения только обладатели медицинской страховки оказались способными обеспечить качественное лечение себе и близким. К такому выводу пришли участники прошедшего в "ДП" круглого стола "Развитие коммерческой медицины в Петербурге: качество, ценообразование, безопасность".<BR>Провозгласив бесплатную медицину для всех, советская система рассматривала здоровье населения как ресурс и собственность государства. Медики стали государственными служащими, отвечающими за состояние этого ресурса. Требования и рекомендации медработников были обязательны к исполнению пациентами.<BR>Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были убедительными: снизился уровень заболеваемости туберкулезом и сифилисом, уменьшилась детская смертность. Такая модель оказалась эффективной для решения главных задач советской медицины в первые десятилетия ее существования. Тут борьба с заразными болезнями, помощь жертвам военных действий и массовая профилактика рахита и авитаминозов. Однако впоследствии эффективность советской модели здравоохранения стала быстро падать. Сейчас осколки бесплатной медицины остались разве что в поликлиниках, функция которых свелась, по сути, к выдаче больничных листов.<BR>Распространение системы добровольного медицинского страхования (ДМС) не только вскрыло проблемы бесплатной медицины и обязательного медицинского страхования (ОМС). Медицинская страховка, которую человек покупает себе сам, рано или поздно приведет к смерти бесплатной медицины.<BR><BR>Ольга Шестакова:<BR>"Качество медицинских услуг в Петербурге очень разное. Можно и бесплатно в поликлинике попасть к хорошему врачу. Правда, такое происходит чрезвычайно редко. Если остро необходимо, то пациент готов заплатить любые деньги. Однако цена услуг напрямую зависит от себестоимости тех процедур, которые предлагает медицинское учреждение. Кроме того, очень высоки ставки арендной платы, и дорого обходятся расходные материалы".<BR>Ольга Камочкина:<BR>"Можно попасть к хорошим специалистам и с полисом ОМС, но это дело случая. Вероятность получить качественное лечение и хороший сервис с полисом ДМС гораздо выше. Качество зависит еще и от того, какие в клинике созданы условия для работы врачей. Не секрет, что зачастую страховые компании вынуждены привозить лекарства в больницу.<BR>Однако, несмотря на все проблемы, страховые компании качество контролируют и за него борются. Сейчас в Петербурге уже можно выбрать клинику, где соотношение цены и качества оптимально. Если учесть, что еще 10 лет назад такой возможности не было, то успехи налицо".<BR><BR>Лев Авербах:<BR>"Имея полис ОМС, человек лишь в одном случае из 10 может получить качественные медицинские услуги. Мало кто из хороших врачей остался работать за небольшую зарплату в государственных медицинских учреждениях.<BR>Государственные органы нас не контролируют. В нашей компании качество услуг проходит внешний и внутренний контроль. Жесткий внутренний контроль осуществляет опытный начмед, который проверяет каждую историю болезни, контролирует все параметры лечения, связывая их со стандартами и всевозможными справочниками и пособиями. Существует и внешний контроль. Это эксперты страховых компаний, которые контролируют нашу деятельность. Если они замечают какие-то недостатки, то сообщают нам об этом и иногда не оплачивают ту услугу, которая, по их мнению, выполнена неправильно и не совсем качественно. Эффективность этого контроля подтверждает один факт. Мы одна из немногих медицинских организаций в Петербурге, кто застраховал профессиональную ответственность врачей. Еще не было ни одного случая, чтобы страховая компания выплачивала за нас деньги".<BR><BR>Владимир Хейфиц:<BR>"У каждого из нас собственный личный опыт. Например, я в феврале прошлого года сломал руку. Перелом оказался настолько серьезным, что я был в шоке и не мог разговаривать по телефону. Мы позвонили в скорую помощь, но она не приехала, потому что была суббота. Отказала и клиника травматологии и ортопедии Военно-медицинской академии. Не помогло и то, что я полковник медицинской службы в запасе. Долечиваться пришлось в Финляндии. Впрочем, несмотря на столь печальный опыт, я считаю, что не стоит делать большой трагедии и считать, что все рухнуло. В так называемой бесплатной медицине остались хорошие специалисты.<BR>Рынок медицинских услуг сегодня проходит самые ранние стадии развития. Добровольное медицинское страхование -- не единственно возможный путь развития. Например, в США, где чрезвычайно развита страховая медицина, многие врачи работают только за наличные. Это и хирурги, и урологи, и гинекологи. Никто против этого ничего не имеет, потому что качество очень высокое. В частных клиниках лечатся не только богатые пациенты. Это глубочайшее заблуждение. Спорить о том, нужна частная медицина или нет, бессмысленно. Это все равно что рассуждать о том, будет страна нормально жить или нет. С другой стороны, нельзя рассматривать этот вопрос отдельно от экономического развития страны. Если доходы населения будут расти медленно, теми же темпами будет развиваться и система здравоохранения".<BR><BR>Ифигения Майорова:<BR>"Качество услуг, которые человек получает по полису ОМС, зависит не столько от квалификации специалиста, сколько от материально-технических возможностей медицинского учреждения. И получается, что УЗИ нужно ждать 2 недели, а на компьютерную томографию записываться за месяц.<BR>Весомый вклад в улучшение качества медицинских услуг внесла деятельность экспертов страховых компаний. Многие лечебные учреждения допускают наших экспертов на свои конференции и пятиминутки. Я могу привести массу примеров, когда по результатам экспертизы врачей отправляли заново на курсы повышения квалификации. Иногда с некоторыми докторами даже прощались и принимали на работу других. Самая большая беда нашей страны заключается в том, что не существует медицинских стандартов. Пневмонию можно лечить так, а можно по-другому. Пиелонефрит можно лечить так, а можно вообще не трогать.<BR>В городе были и будут существовать лечебные учреждения для богатых, и я только рада. Страховка нужна как раз не им, а людям со средними доходами. Пока у основной массы людей нет привычки страховать свое здоровье, не сформировался менталитет".<BR><BR>Леонид Пономарев:<BR>"Качество медицины в Петербурге в целом не соответствует потребностям города. Высококачественная медицина в городе есть, но она недоступна каждому. Мой поход в поликлинику навел меня на самые грустные размышления об обязательном медицинском страховании. В медицине в основе должно лежать качество. Если мы не будем за ним следить, к нам просто не пойдут пациенты. Качество необходимо поддерживать на высоком уровне, если хочешь оставаться и долго пребывать на рынке".<BR><BR>Елена Космодемьянская:<BR>"Обязательное медицинское страхование уступает добровольному, потому что доктора самой высочайшей квалификации ограничены в средствах. Система добровольного страхования мобилизует врачей. Когда доктор работает с пациентом, пришедшим с полисом ДМС, он знает, что в любой момент должен ответить на любой поставленный вопрос. Если говорить о стандартах лечения, то каждое учреждение должно заботиться о них самостоятельно. Федеральных стандартов, наверное, не будет никогда. Должна возрасти роль профессиональных ассоциаций, которые могут оценить качество лечения".<BR><BR>Марина Хмырова:<BR>"Мне кажется, что если врачи умеют, то они работают качественно независимо от того, пришел к ним пациент с полисом ОМС или ДМС. Мастерство есть мастерство, и в основном наши врачи умеют работать, но в понятие качественной услуги входит не только профессионализм врача, но и сервис. Согласитесь, пациенту трудно назвать качественной услугу, которую он ждет в очереди 4 часа. Более того, если человек записывался на прием за 2 месяца, то помощь ему может оказаться уже не нужной.<BR>Страховые компании не только участвуют в формировании цены на медицинские услуги. Страхуя большие коллективы, мы расширяем круг людей, которые могут воспользоваться довольно дорогими платными услугами".<BR><BR>Яков Накатис:<BR>"Качество услуги определяется ее доступностью. Если пациент не может получить доступную помощь по обязательному медицинскому страхованию в то время, когда она ему нужна, значит, она некачественная. Если пациент получает диагностическую помощь в течение 3-5 дней, а она показана в течение 24-72 часов, значит, она некачественна.<BR>Добровольное страхование внесло переворот в здравоохранение, прежде всего потому, что появились эксперты. Можете себе представить, врача раньше никто не контролировал. Сегодня пациент практически беззащитен против произвола медиков, кстати, как и медик беззащитен против произвола пациента. Поэтому нас здорово дисциплинирует система экспертов добровольного страхования.<BR>Отсутствие всероссийских стандартов качества или протоколов лечения -- это, извините за выражение, бардак полный. Но у нас есть собственные стандарты качества, которыми располагают все страховщики, которые с нами работают. Мы стали заложниками этих стандартов, потому что с нас требуют. Но, если на пороге клиники появляется пациент без всякой страховки и хочет просто заплатить деньги за лечение, мы никаких гарантий ему не даем, да и суд он у меня никогда не выиграет. А вот если он на пороге застраховался, то страховая компания, взяв на себя ответственность, меня задушит, но получит качественную услугу. Таким образом, гарантией качества медицинской услуги становится умение правильно использовать страхование".<BR><BR>Дина Севастьянова:<BR>"Рынок медицинских услуг еще только развивается. Отсюда и многие проблемы. Например, мне не нравится политика многих городских поликлиник, которые, принимая пациентов с полисом ОМС и ДМС, вторых всегда пропускают без очереди. Но я понимаю руководство поликлиник, потому что организация получит деньги за этого пациента со страховой компании".<BR>