Банковская реформа мечется между революцией и эволюцией

Сегодня в Государственной думе пройдет совещание по основным направлениям банковской реформы.

<BR><BR>Сегодня в Государственной думе пройдет совещание по основным направлениям банковской реформы.<BR>Депутаты, члены Правительства РФ и представители Центрального Банка будут обсуждать законопроекты о внесении изменений и дополнений в Закон "О Центральном Банке РФ" и Закон "О банках и банковской деятельности и о банкротстве кредитных организаций".<BR>Банковская реформа готовится в России уже больше года. Поводом для обсуждения дальнейшего развития банковского сектора стали заявления МВФ о том, что российские банки не выполняют свои непосредственные функции и не мобилизуют средства в инвестиционные деньги. Однако при обсуждении процесса реформирования банковского сектора наибольшие споры вызвал вопрос: нужно ли кардинально менять банковскую структуру в стране, или надо идти по эволюционному пути.<BR><BR>Александр Шохин, председатель Комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам:<BR>"Суть готовящейся реформы в том, чтобы российские банки работали по международным стандартам. Поэтому стратегия развития банковского сектора разрабатывается в соответствии с теми требованиями, которые существуют на иностранных рынках. С января 2004 года банковская система будет подвержена серьезным испытаниям, поскольку будут ужесточены требования к капиталу. В частности, капитал вновь образующихся банков должен составлять не менее 5 млн евро, а в дальнейшем эта планка поднимется до 10 млн евро. Также, согласно международным стандартам, достаточность капитала банков должна составлять не менее 8%. У нас "рисковая" планка составляет порядка 2%, и вопрос об отзыве лицензии у банка ставится лишь тогда, когда достаточность капитала у банка оказывается ниже установленной цифры. Это также надо приводить в соответствие с международными правилами.<BR>В результате ужесточения требований к капиталу банков произойдет процесс консолидации. Банки будут сливаться, крупные поглотят мелкие и т.д. По предварительным оценкам, с рынка уйдет порядка 600 банков. Некоторые мелкие банки перестанут быть банками и превратятся в небольшие кредитные организации, выполняющие определенные операции. Для данных организаций будут введены ограничения по операциям, которые осуществляют крупные банки.<BR>Второй важный момент в банковской реформе -- изменение статуса Центрального Банка РФ и изъятие у него части контрольно-надзорных функций. Для этого предлагается реанимировать Национальный банковский совет, который не будет определять кредитно-денежную политику и вмешиваться в вопросы эмиссии, но при этом получит право регулировать вопросы финансово-хозяйственной деятельности Центробанка, устанавливать смету расходов, распределять прибыль между Центральным Банком и бюджетом, принимать решения о проведении аудита. Сейчас все эти функции ЦБ решает в гордом одиночестве. Сам ведет учет и сам же проводит аудит, следовательно, никаких ошибок у ЦБ не бывает, что само по себе странно. Предполагается, что в Национальный банковский совет войдут представители парламента, Правительства и Центрального Банка.<BR>Помимо этого необходимо лишить ЦБ права участвовать в бизнесе и определить его как орган государственной власти.<BR>Третий существенный момент банковской реформы: государство должно резко ограничить свое присутствие в банковском капитале. В настоящее время государство присутствует примерно в 200 банках. Необходимо продать Сбербанк и государственные банки, работающие на Западе, -- Росэксимбанк, Внешэкономбанк и Внешторгбанк".<BR><BR>Аркадий Дворкович, заместитель министра экономического развития и торговли РФ:<BR>"Банковскую реформу необходимо проводить, поскольку Россия готовится вступить в ВТО. Это значит, что российские банки получат сильнейших конкурентов в лице иностранных банков. Поэтому сейчас российские банки должны консолидироваться, чтобы быть конкурентоспособными на рынке и работать по международным стандартам".<BR><BR>Владимир Джикович, президент Ассоциации банков Северо-Запада:<BR>"Я не согласен со многими идеями, которые продвигаются в Госдуме. Сейчас нельзя резко что-то менять в банковской системе, поскольку это может ей только навредить. Например, требование довести капитал банка до 5 млн евро и тем более до 10 млн евро просто убьет средние и мелкие банки.<BR>Но, как показывает кризис 1998 года, наиболее устойчивыми оказались как раз мелкие и средние банки. Ведь чем крупнее банк, тем больше он рискует.<BR>Более того, я вообще не вижу необходимости в искусственном укрупнении банков. Крупные банки, как правило, не заинтересованы в работе с мелкими клиентами.<BR>Что касается западных банков, то российские им не конкуренты, даже если произойдет процесс консолидации. Ведь не секрет, что суммарный капитал всех российских банков равен капиталу одного крупного европейского банка. Просто российским банкам нужно время, чтобы они смогли накопить солидный капитал. Также я сильно сомневаюсь, что западные банки начнут активно работать в России, как только она станет членом ВТО.<BR>Если речь идет о том, что банки неактивно инвестируют свои средства, то в данном случае это не вина банков. Просто сами компании, которые нуждаются в инвестициях, должны стать более открытыми. Пусть они занимают место на фондовом рынке, показывают, что их бизнес доходный, чистый. Тогда бумаги данных компаний будут покупаться, в том числе и банками, и в бизнес придут деньги. Я знаю, что 29 ноября этого года в Правительстве РФ будет рассматриваться Кодекс корпоративного поведения, который разработала ФКЦБ. В нем как раз и прописывается, как надо открывать информацию, чтобы привлечь инвесторов, как должны строиться взаимоотношения между менеджерами, акционерами, кто должен быть в совете директоров, какие эксперты должны быть, чтобы проверять собственных менеджеров и т.д. Иными словами, чем прозрачнее компания, тем выше ее стоимость, тогда и банки будут охотнее вкладывать деньги в ценные бумаги компаний.<BR>Также необходимо создавать так называемые кредитные бюро, которые существуют во многих западных странах. Деятельность данных бюро заключается в создании кредитных историй, т.е. бюро будут собирать всю информацию о физических и юридических лицах, желающих взять кредиты в банках. Наличие такой проверенной информации будет стимулировать кредитование граждан и компаний.<BR>По моему мнению, в настоящее время ни в коем случае нельзя делать Центробанк государственной структурой. ЦБ должен быть независимым, чтобы Правительство не могло диктовать свою политику. Также Россия еще не готова к тому, чтобы отказаться от участия государства в капиталах крупных коммерческих банков, таких, как Сберегательный банк РФ. Для этого не созданы экономические условия. Конечно, в дальнейшем долю государства в капиталах банков надо ликвидировать, но это надо делать только тогда, когда страна будет к этому готова. Революции же в банковском секторе не сулят ничего хорошего".<BR><BR>Владимир Павлов, руководитель службы по связям с общественностью и рекламы ОАО "Банк "Санкт-Петербург":<BR>"О том, чтобы поднимать планку уставного капитала российским банкам до 10 млн евро, говорить еще слишком рано. Банки к этому не готовы и не имеют для этого достаточно средств. Со вступлением России в ВТО конкурентная среда на рынке станет жестче, но на первоначальном этапе это не сильно повлияет на ресурсы российских банков. Это связано с тем, что западные банки, как правило, работают с юридическими лицами-резидентами, ориентированными на экспорт-импорт.<BR>Для поддержания нормальной конкурентной среды на внутреннем рынке России необходимо снижать долю государства в таких банках, как Сбербанк, Внешторгбанк и Внешэкономбанк. Центральный Банк должен быть подотчетен Государственной думе, но при этом необходимо сохранить его независимость от Правительства РФ".<BR><BR>Сотрудник Центрального Банка РФ, попросивший не называть его имени:<BR>"Да ничего не случится с ЦБ, никто его не тронет. Все это одни разговоры, которые длятся уже неизвестно сколько времени".