Петербург продает корабли на внешнем рынке, а колбасу -- на внутреннем

нализ успеха крупнейших петербургских компаний показывает, что почти все они обеспечили себе "сладкую жизнь" заказами из-за границы. Исключение составляют предприятия пищевой промышленности. Доходы переработчиков сравнимы с доходами предприятий машино- и

<BR><BR>нализ успеха крупнейших петербургских компаний показывает, что почти все они обеспечили себе "сладкую жизнь" заказами из-за границы. Исключение составляют предприятия пищевой промышленности. Доходы переработчиков сравнимы с доходами предприятий машино- и судостроения.<BR>Петербургские предприятия пищевой промышленности и машиностроения добились в 2000 году самых высоких темпов роста производства. Объемы пищевой промышленности в целом выросли на 135%, в машиностроении -- на 127%.<BR><B>Ударник капитализма</B><BR>Из петербургских компаний лидерство по выручке от реализации принадлежит ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". По результатам 2000 года выручка предприятия от реализации составила почти 15 млрд рублей, а выручка от экспортной продажи -- более 10 млрд рублей. Успех компании обеспечил экспортный военный заказ на постройку эскадренных миноносцев. Первый эсминец был сдан в конце 1999 года. В ноябре 2000 года был торжественно сдан второй корабль.<BR>Экспортные заказы обеспечили "Северной верфи" место не только среди крупнейших компаний Петербурга, но и в общероссийском рейтинге 100 отечественных предприятий. Рейтинговый центр AK&M рассортировал компании по их вкладу в экономику. ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" заняло в рейтинге 33-е место.<BR>Руководство "Северной верфи" в будущем также рассчитывает на экспортные заказы. Проект нового корабля, который верфь начинает строить для российского ВМФ, имеет наибольшие шансы для поставок в Иран. Сторожевой корабль (корвет) в декабре 2000 года одержал победу в конкурсе проектов Управления кораблестроения ВМФ России. Победителем конкурса на строительство головного корабля стало ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". Корвет выполнен также в экспортном варианте для предложения заказчикам из стран Азии. Стоимость одного корабля -- более $50 млн.<BR>Строительство кораблей на экспорт позволило другому судостроительному предприятию -- ОАО "Балтийский завод" занять место в десятке лидеров петербургской экономики. Балтийский завод попал и в общероссийский реестр AK&М, заняв 96-е место. Основная продукция завода -- поставляемые на экспорт корабли и суда со средним периодом строительства 4-6 лет. В 2002-2003 годах завод передаст ВМФ Индии три современных боевых корабля.<BR>В мае 2001 года на Балтийском заводе был спущен на воду третий фрегат из индийского заказа стоимостью около $1 млрд. Контракт завод получил в ноябре 1997 года. Судя по всему, и грядущие заказы "Балтийского" также связаны с Индией, военный бюджет которой позволяет строить и более крупные корабли.<BR><B>Железный конь</B><BR>Доходы от поставок продукции на экспорт стали основными источниками доходов и предприятий машиностроения. Темпы роста выручки ОАО "Ижорские заводы" составили 67%.<BR>В октябре Ижорские заводы завершили контрольную сборку реактора ВВЭР-1000, предназначенного для первого энергоблока иранской АЭС "Бушер". Для иранского заказчика предприятие изготавливает корпус и верхний блок водо-водяной энергетической реакторной установки мощностью 1 тыс. МВт, все внутрикорпусные устройства, парогенераторы и другое оборудование.<BR>Планируется, что в будущем ОАО "Ижорские заводы" изготовит реакторные установки для двух новых реакторов Ляньюньганской атомной станции в Китае. Контракт может быть подписан уже в 2002 года.<BR>Контракты, связанные с китайской атомной станцией, могут получить и другие петербургские компании -- АООТ "Электросила" и АООТ "Ленинградский металлический завод". Общая стоимость проекта составляет $3 млрд.<BR>Кировский завод в 2000 году также добился заметного прироста объемов реализации. Лидирующее положение среди дочерних фирм общества занимают ЗАО "Металлургический завод "Петросталь" и ЗАО "Петербургский тракторный завод". Они обеспечивают почти 80% объема производства. Основные потребители тракторов -- предприятия нефтегазового комплекса закупили в прошлом году в 5,2 раза больше машин по сравнению с 1999 годом. В то же время поставки тракторов другому основному потребителю -- сельскохозяйственным производителям -- за год несколько сократились. Росту объемов реализации, считают на тракторном заводе, препятствует низкий уровень платежеспособности агропромышленного комплекса России.<BR><B>Кушать хочется всегда</B><BR>В рейтинге 80 крупнейших петербургских компаний, составленном газетой "Деловой Петербург" совместно с финансовой группой "Гамма", первые места наряду с судо- и машиностроителями занимают предприятия пищевой промышленности: ОАО "Ленинградский комбинат хлебопродуктов имени С.М. Кирова", ОАО "Санкт-Петербургский молочный комбинат №1 "Петмол", ОАО "Парнас-М", ОАО "Комбинат имени Степана Разина", ОАО "Пекарь".<BR>За исключением ОАО "Парнас-М", остальные компании были крупнейшими предприятиями еще в советские годы. Однако былая слава еще не гарантирует успеха. Это лучше всего показывает крах ОАО "Самсон", бывшего флагмана советской мясоперерабатывающей промышленности. Неграмотная маркетинговая политика привела к тому, что после кризиса 1998 года "Самсону" удалось стать одним из немногих крупных пищевых предприятий, которые уменьшили объемы производства. В 2000 году "Самсон" окончательно потерял силы в борьбе с кризисом. Предприятие продолжало нести убытки. В итоге на предприятии введена сначала процедура наблюдения, а затем внешнее управление. Сейчас "Самсон" находится в глубоком кризисе. В результате место лидера занял "Парнас-М", руководство которого проводит на рынке чрезвычайно активную маркетинговую политику.