00:0005 ноября 200100:00
23просмотров
00:0005 ноября 2001
Приближается день 7 Ноября. Промозглый день. Он же День кухарки -- праздник, который не может не греть душу российским бизнесменам, ведь у них так много общего.
<BR><BR>Приближается день 7 Ноября. Промозглый день. Он же День кухарки -- праздник, который не может не греть душу российским бизнесменам, ведь у них так много общего.<BR>Пророческую ленинскую фразу о том, что любая кухарка может стать управленцем, западный менеджмент, не признаваясь себе в этом, использует давно. Например, в постулатах об универсальности менеджера или же взаимозаменяемости персонала. Шведские теоретики, авторы концепции фанки-бизнеса, среди прочих радикальных управленческих решений продвигают принцип спагетти: одна макаронина "равняется" одному проекту, ради которого начальник и подчиненный должны меняться местами, то есть кухарка становится менеджером. Ленинскую фразу довольно легко усвоил желудок российского бизнеса.<BR>"Кухаркин сын"<BR>Так уж получилось, что большинство современных российских управленцев пришло из сфер, едва имеющих отношение к их нынешней деятельности. Если посмотреть справочник "Кто есть кто в деловом Петербурге", можно выяснить, что самая логичная и предсказуемая профессиональная карьера наблюдается, как правило, в юридических и технических областях. Но добрая половина специалистов все же занимается "не своим делом".<BR>Прежде всего филологов судьба разбросала в самые разные уголки бизнеса -- от специфических профессий (например, брокер) до позиции топ-менеджера широкого профиля.<BR>Довольно много управленцев пришло в бизнес из медицины. Например, Николай Азаров, генеральный директор АОЗТ "Первый кондитерский комбинат "Азарт", кроме прочего -- выпускник фельдшерско-акушерского отделения медицинского училища. Кстати, многие медицинские процессы довольно хорошо напоминают бизнес-процессы, особенно -- связанные с маркетинговыми продуктами: обследование (рынка), оперирование (различными инструментами и ресурсами), профилактика (брэнда) и пр. Кроме того, в отличие от простых смертных, дипломированные врачи чаще отличают больных людей от здоровых, что не может мешать принятию правильного управленческого решения, особенно при приеме на работу.<BR>"Кухаркин и сыновья"<BR>Раз уж заговорили о Ленине, то с точки зрения того же материализма, среда оказывает большое влияние на формирование бизнеса. Генеральные менеджеры западных компаний, развивая своей бизнес в России, невольно ассимилируются к среде кухарок. Среди множества казусов, которые близко к сердцу приняли выпускники МВА с международным стажем, можно выделить культ английского языка -- главное условие приема на работу. Поскольку выполнение этого требования редко совпадает с техническими возможностями и навыками, то в порядке вещей, например, увидеть на посту директора по производству гуманитария, успешно применяющего безупречный английский для риторической пикировки с боссом.<BR><B>Право первой ложки</B><BR>Для того чтобы услышать ответ на самый простой и конкретный вопрос от PR-службы западных компаний, журналисты часто натыкаются на абстрактные, малопрофессиональные рассуждения, которые в силу этого редко появляются на полосе. Нарушая PR-заповедь "Открытая компания лучше чувствует себя в окружающей среде", западные компании часто боятся обнародовать свое мнение -- чтобы не навлечь на себя гнев коллег-кухарок, управляющих государством.<BR>В силу постоянных согласований на различных уровнях эти компании не слишком мобильны. Как правило, право подписи и управленческие полномочия есть только у иностранного менеджера, который редко принимает всерьез российскую "производственную необходимость" ("счастливым" исключением является табачная компания BAT, рядом фабрик которой управляют менеджеры российского происхождения).<BR>Другая специфичность западного менеджмента кроется в юридических консультациях. Появляется новый закон, который касается отрасли. Он попадает в юридический отдел, где формируют и отсылают запрос консультанту с мировым именем, а также представительствам в России, состоящим преимущественно из юристов с великолепным английским. То есть из молодых людей без опыта.<BR>Для того чтобы фирма в таких условиях удерживалась на плаву, сотрудники некоторых компаний идут в обход бюрократических инструкций, посвящая "кухарок" далеко не во все рецепты своей кухни.<BR><B>Бесплатное образование</B><BR>Ленинские пророчества не всегда только констатировали, иногда они давали реальные советы (заветы -- арх.).<BR>Так, для того, чтобы лучше усвоить управленческую стряпню по Ленину, нужно "учиться, учиться и еще раз учиться". Желательно -- на ошибках других "кухарок": такой вид бесплатного образования всегда жил, жив и будет жить.