00:0002 ноября 200100:00
12просмотров
00:0002 ноября 2001
Рост себестоимости строительства жилья не привел к резкому оттоку покупателей с первичного рынка Петербурга. Новые квартиры продолжают пользоваться популярностью.
<BR><BR>Рост себестоимости строительства жилья не привел к резкому оттоку покупателей с первичного рынка Петербурга. Новые квартиры продолжают пользоваться популярностью.<BR>Жилье продолжает оставаться одним из самых насущных товаров, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди по-прежнему готовы платить за удобство и комфорт своей квартиры.<BR>Пока потенциальный потребитель спокойно воспринял рост цен на новые квартиры. Большое влияние на формирование продажной цены квартиры оказывают такие факторы, как местоположение объекта и его транспортная доступность, тип используемых строительных конструкций, обеспеченность объекта инженерными ресурсами, уровень отделки квартиры. Оценивая собственные финансовые возможности, покупатели жилья диктуют застройщикам собственные предпочтения.<BR>Специалисты утверждают, что на ближайшие годы у жилищного рынка есть два широко востребованных, а потому приоритетных направления -- массовое типовое строительство с применением индустриального домостроения и точечная застройка зданиями повышенной комфортности.<BR><B>Стандартизация</B><BR>Прослеживается довольно четкое сегментирование жилищного рынка. По-прежнему активно покупаются типовые квартиры в панельных и монолитных домах, расположенных в районах массовой застройки. Подобный тип жилья рассматривается потенциальным покупателем как первый шаг в улучшении собственной среды проживания. Не претендуя на шикарную отделку, такой клиент тем не менее предпочитает въезжать в уже готовую для проживания квартиру.<BR>За счет широкого круга покупателей, желающих купить относительно недорогое жилье, "типовка" продолжает вызывать интерес и у застройщиков. Такие дома возводятся по стандартному проекту и отработанной технологии, а потому довольно быстро окупаются.<BR>Сегодня три из семи работающих в Петербурге домостроительных комбинатов (ДСК) официально входят в какую-нибудь инвестиционно-строительную группу. К ним относятся АОЗТ "Блок" (входит в группу компаний "Петербургстрой"), ЗАО "Гатчинский сельскостроительный комбинат" (входит в производственное объединение "Ленстройматериалы"), ЗАО "Гатчинский домостроительный комбинат" (входит в холдинг "Ленстройреконструкция"). Эта политика застройщиков подтверждает их уверенность в том, что на подобное жилье всегда будет устойчивый платежеспособный спрос со стороны среднего класса.<BR><B>Дорого да мило</B><BR>Вместе с тем наблюдается и другая тенденция. Домостроители, возводящие объекты, претендующие на категорию "выше среднего" (в основном это кирпичные и монолитно-кирпичные дома), существенно улучшили качество, а следовательно, и подняли цену. При этом и у них не наблюдается резкого спада продаж.<BR>Это позволяет сделать вывод о сложившихся предпочтениях у петербургских покупателей. Среди них начинают превалировать две основные категории.<BR>Первые -- это покупатели стандартных недорогих квартир. Они за минимальную цену желают получить квартиру "под ключ" с самым простым, но вместе с тем гарантированным уровнем комфорта. Их ценовую группу можно очертить в $300-400 за м2 в готовом доме.<BR>Другая группа покупателей уже в состоянии потратить от $500 и более за м2 в возведенном объекте. Именно они стимулируют застройщиков к строительству индивидуальных зданий с дополнительными элементами сервиса и комфорта.<BR><B>Борьба за клиента</B><BR>Для того чтобы продажи квартир не снизились до критического уровня, застройщики вынуждены все более тщательно прорабатывать проекты будущих домов. Здесь строителям есть над чем поработать.<BR>Еще 3-4 года назад потребитель готов был "проглотить" любой продукт. Большой проблемы со сбытом не стояло, и работники мастерка могли себе позволить недоделки даже в элитных объектах. Покупатели, естественно, возмущались, однако мало кто смог через суд удовлетворить свои претензии. Застройщики же на недовольство дольщиков отвечали лаконично: "Не нравится -- не бери!"<BR>Сейчас ситуация изменилась. Прежде чем заказать архитектурный проект, девелоперы тщательно изучают предпочтения клиентов. Опираясь на проведенное маркетинговое исследование, они выбирают такую квартирографию и планировку будущего дома, чтобы все площади в нем можно было реализовать еще до сдачи госкомиссии.<BR>Добившись этого, застройщики, во-первых, полностью обеспечивают проект финансированием и у них отпадает необходимость перекачивать средства с других объектов (тем самым отпадает риск построить "пирамиду"). Во-вторых, сокращается срок реализации проекта, увеличивается скорость оборота в компании, высвобождаются "замороженные" средства (в виде непроданных квартир).<BR>Причем это относится как к типовому, так и к элитному жилью. Например, практически на всех домостроительных комбинатах сейчас идет модернизация производственных линий. Внедряются новые материалы и технологии, позволяющие превратить невзрачную "панельку" в весьма приличный дом, как внутри, так и снаружи.<BR>Тезис об экономичности индустриального домостроения (кстати, сильно оспариваемый еще несколько лет назад) опять находит свое подтверждение. Минимизируя издержки за счет унификации технологических операций и увеличения объема, застройщики имеют возможность применять более качественные и дорогие материалы. Так, значительная часть зданий из продукции петербургских домостроительных комбинатов уже оборудуется не простыми деревянными рамами, а стеклопакетами. При этом себестоимость растет незначительно и клиент готов за это платить.<BR>Состоятельный клиент становится еще более требователен. Прежде всего это касается планировки квартир и дополнительных элементов комфорта. Одним только выгодным местом клиента уже не заманишь.<BR>