В лесозаготовительном секторе прирост производства подходит к пределу

По объемам производства лесозаготовительная отрасль Ленобласти приблизилась к такой точке, когда расширять производство критично. Еще 2-3 года, и отрасль столкнется не только с экономическими, но и с экологическими вопросами.

<BR><BR>По объемам производства лесозаготовительная отрасль Ленобласти приблизилась к такой точке, когда расширять производство критично. Еще 2-3 года, и отрасль столкнется не только с экономическими, но и с экологическими вопросами.<BR>В 2000 году предприятия области заготовили 6,7 млн м3 древесины. Это 75% расчетной лесосеки по Ленобласти. Ее предел -- 12,3 млн м3 -- это вся территория области, включая болота. Общая площадь лесов на территории Ленобласти составляет более 6 млн га.<BR>Главная цель областной администрации -- увеличивать объем переработки древесины, и область активно строит новые предприятия.<BR>Лесозаготовительный концерн "Лемо" начал реализацию проекта строительства в области крупнейшего на Северо-Западе деревообрабатывающего завода объемом производства на первоначальном этапе 240 тысяч м3 пиломатериалов в год.<BR>В Тихвине идет возведение корпусов фабрики по производству мебели шведской компании "Сведвуд", объем планируемых инвестиций -- $10 млн.<BR>Завезено оборудование на деревообрабатывающее предприятие "Элител-лес" в поселке Паша Волховского района, через полгода оно начнет работать.<BR>Развивает проект переработки леса ООО "Прогресс" -- крупнейший арендатор лесов Подпорожского района.<BR>На вопросы "ДП" о перспективах развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) ответил председатель Комитета по лесопромышленному комплексу правительства Ленобласти Михаил Дедов.<BR><BR>-- Предел развития еще не достигнут, но почему же падает производство древесно-стружечных плит (ДСП) для мебельной промышленности?<BR>-- У нас ДСП производит фактически одно предприятие -- "Дубрава". Это бывший банкрот, и никак не придет туда нормальный хозяин. Нынешние владельцы компании до сих пор не определились с программой развития производства. Линия по выпуску ДСП передана ими в аренду другому предприятию. Мы держим ситуацию под контролем, ищем людей, которые согласятся все это забрать и вложить приличные деньги в развитие производства.<BR>Что касается древесно-волокнистых плит, то они у нас фактически не производятся. Есть завод в Приозерске по изготовлению MDF-плиты (плита средней плотности), но он не достроен. Стоят корпуса, завезена значительная часть оборудования. Для запуска производства требуется примерно $15 млн капиталовложений. Сегодня продукцию расхватали бы, в ней нуждается весь Северо-Западный регион, потребность огромная. Но владелец завода, Промстройбанк, второй год кормит обещаниями, что завтра начнет финансировать строительство. Последнее совещание у губернатора завершилось тем, что мы в ультимативной форме предложили банку закончить строительство. Иначе мы примем меры. У нас есть рычаги воздействия.<BR><BR>-- В общем, развитие лесного комплекса зависит от инвестиций. А на что инвесторы смотрят, когда решают вопрос об инвестициях?<BR>-- Весь мой опыт общения и с российскими, и с иностранными инвесторами показывает -- их интересуют три вещи.<BR>Первое -- политическая стабильность того или иного региона и позиция местной власти по отношению к инвестору.<BR>Второе -- инвестиционная привлекательность региона с точки зрения законодательства.<BR>Третье -- географическое положение региона, инфраструктура, транспорт.<BR>По всем трем пунктам у Ленобласти положение неплохое.<BR><BR>-- Какие преимущества, кроме налоговых льгот и хорошего правительства, получают инвесторы, вкладывающие деньги в лесную промышленность Ленобласти?<BR>-- К каждому инвестору у нас индивидуальный подход. Если он увидит количество согласований, которые предстоит пройти, его хватит удар. Поэтому мы способствуем прохождению согласований по проекту в федеральных структурах с соблюдением всех норм, предъявляемых законодательством РФ. Помогаем инвестору подобрать земельный участок и быстро оформить документы по закреплению за ним этой территории.<BR><BR>-- А взятки при распределении земельных участков берут?<BR>-- Не знаю, как в других субъектах Федерации, но у нас взяток точно не берут. Раньше я был обычным предпринимателем, директором предприятия и участвовал в конкурсах по распределению участков лесного фонда, потом стал членом комиссии как председатель Союза лесопромышленников, сейчас остаюсь членом комиссии как председатель комитета и утверждаю: организаторы взяток не брали и не берут.<BR>Для этого есть объективные причины: в состав комиссии входят 14 человек, у каждого свое мнение, да и у губернатора области в этом смысле четкая позиция. Если он хоть краем уха что-то услышит о взятках, то не просто уволит сотрудника, а сдаст в прокуратуру.<BR><BR>-- Какую категорию инвесторов Вы хотите привлечь в область?<BR>-- В первую очередь российские банки. Они пока боятся вкладывать деньги на длительный срок.<BR>Приоритет для нас -- отечественные деньги. Вложение в промышленность российских денег -- для страны двойной плюс. И проценты по кредитам остаются внутри страны, и используемые кредитные средства.<BR>Иностранные инвесторы -- тоже хорошо: мы привлекаем не только деньги, но и технологии. Но все-таки с точки зрения государства иностранные инвестиции -- чуть хуже, чем российские.<BR><BR>-- Что останавливает российских инвесторов?<BR>-- Цена денег и слабость финансовых институтов. Только мощные банки могут дать кредит на 2-3 года, а таких у нас мало. Причем среднее предприятие лесопромышленного комплекса может безболезненно заплатить за кредит не более 7% в валюте.<BR><BR>-- Какая средняя рентабельность по отрасли?<BR>-- Однозначно сказать нельзя. Например, по заготовке древесины рентабельность колеблется в районе 11-12%. Это примерно в 1,5 раза меньше, чем в прошлом году.<BR>Отрасль испытывает огромное влияние со стороны естественных монополий -- энергоносители, газ постоянно дорожают. Растет транспортная составляющая -- железнодорожные, морские, автомобильные перевозки. Ее доля в цене конечной продукции скоро достигнет 50%. Пока еще в районе 30%. Все это отражается на себестоимости. За последний год она повысилась на 30-40%.<BR><BR>-- Нынешнее управление лесным хозяйством области построено оптимально?<BR>-- Если честно, то каких-то глобальных ошибок мы не допускали. Но есть целый ряд вопросов, которые хотелось бы решать значительно быстрее, чем мы решали. Например, на территории Ленобласти несколько лесофондодержателей -- это департамент Министерства природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства, военные леса, научные леса, всего их семь.<BR>Не всем лесам мы уделяем одинаковое внимание. Если мы всегда серьезно работали в лесах департамента Министерства природных ресурсов, то сельским лесам мы начали уделять внимание только 2 года назад.<BR>Есть проблемы с нормотворчеством. Низкая скорость прохождения документов. Лес находится в федеральной собственности, и, для того чтобы тот или иной документ субъекта Федерации прошел, он требует согласования со многими федеральными структурами. Эти согласования порой очень сложны и длительны. Например, до того, как в Министерстве природных ресурсов первый раз посмотрят на документ, проходит месяц. Экологическая экспертиза занимает 6 месяцев.<BR><BR>-- Какие изменения планируются внутри комитета?<BR>-- Сейчас на подписи у губернатора положение об изменении статуса комитета. Из комитета по лесопромышленному комплексу мы превратимся в комитет по лесному комплексу. Охватим вопросы не только лесопромышленные, но и лесохозяйственные.<BR>Станем отраслевым органом исполнительной власти субъекта Федерации в соответствии с уставом правительства Ленобласти.<BR><BR>-- Как это отразится на лесном бизнесе?<BR>-- С точки зрения промышленных предприятий, мы будем не просто отстаивать их интересы, обращаясь в федеральные структуры, а будем оказывать влияние на ведение лесного хозяйства.<BR>У субъекта Федерации есть целый ряд полномочий в организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Раньше по умолчанию все эти функции субъекта Федерации находились в руках федеральных структур, которые работают на территории Ленобласти. Теперь эти функции, в соответствии с законом, мы забрали себе. И система государственного управления в организации лесного хозяйства будет выстраиваться не просто по предложениям, планам и намерениям федеральных органов, а с учетом нашего влияния на этот процесс.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.