00:0019 октября 200100:00
19просмотров
00:0019 октября 2001
Размещение валютных облигаций зависит от потребности города в заемных средствах, ситуации на рынке и отношения Минфина к долгам регионов.
<BR><BR>Размещение валютных облигаций зависит от потребности города в заемных средствах, ситуации на рынке и отношения Минфина к долгам регионов.<BR>Вопрос об эмиссии еврооблигаций приобретает актуальность в связи с погашением в июне следующего года первого еврозайма города. На текущий момент привлечение средств за счет выпуска еврооблигаций не предусматривается, что отражено в бюджете 2001 года и проекте бюджета 2002 года.<BR>Вопреки распространенному мнению выпустить еврооблигации Петербург может не только в этом году. Согласно Бюджетному кодексу, субъекты Федерации могут осуществлять внешние заимствования при условии, что объем внешних заимствований субъекта РФ в текущем финансовом году не превышает объем обязательств по погашению основной суммы внешнего долга за тот же период. 2001 и 2002 годы в этом смысле мало отличаются друг от друга. В этом году на погашение основной суммы внешнего долга города планировалось направить около $115 млн, в следующем -- $145 млн. В 2003 году город тоже будет платить по внешнему долгу, что также создает предпосылки для выпуска еврооблигаций, вопрос лишь в сумме займа.<BR><B>Нет смысла</B><BR>В 1997 году Петербург размещал еврооблигации для того, чтобы провести реструктуризацию внутреннего долга. $300 млн западных инвесторов заменили дорогие рублевые кредиты на обязательства по выплате 9,5% годовых в валюте.<BR>Однако кризис 1998 года резко снизил способность города погасить еврооблигации, и только в этом году уверенность в полном и своевременном погашении еврозайма приблизилась к 100%.<BR>В Комитете финансов администрации Петербурга дважды наступать на одни и те же грабли не собираются. Рефинансирование займа пока планируется осуществить за счет досрочного погашения облигаций, профицита бюджета и других источников. Отказ от выпуска еврооблигаций, по мнению Комитета финансов, позволяет не закладывать очередную "бомбу" под бюджеты следующих лет, когда необходимо будет производить единовременное погашение в объемах нескольких сотен миллионов долларов. Кроме того, уменьшается объем расходов на обслуживание внешнего долга в последующие годы, высвободив тем самым средства бюджета для реализации социально-экономических программ.<BR>Погашение еврооблигаций без нового размещения снижает долю внешних обязательств в структуре долга Петербурга, уменьшает влияние риска изменения валютного курса, что делает показатели по долгу более прогнозируемыми и контролируемыми. Если на 1 января 2000 года доля валютного долга составляла почти 90%, то за следующий год она должна быть снижена примерно до 40%. При этом специалисты КФ уверены, что, отказавшись от выпуска облигаций сейчас, город не потеряет данный сегмент и не утратит кредитную историю.<BR>"В будущем, когда Петербург захочет выйти на рынок еврооблигаций, прошлый наш опыт будет рассматриваться только как показатель полного и своевременного исполнения нами принимаемых на себя обязательств. Принимая решение о покупке наших еврооблигаций, инвесторы будут обращать внимание на текущее финансовое состояние города, исполнение бюджета, а также на кредитные рейтинги ведущих агентств", -- сообщили "ДП" в КФ.<BR><B>Следим за Москвой</B><BR>В решении вопроса о выпуске еврооблигаций Петербург имеет возможность анализировать опыт Москвы. Столица погасила свои еврооблигации в первой половине года и на этой неделе провела рефинансирование еврозайма. 16 октября правительство Москвы осуществило привлечение 300 млн евро в форме кредита, предоставленного на 3 года германским банком BHF Bank AG. По сообщению Москомзайма, "данный выпуск является первым с 1998 года выпуском долговых обязательств российского эмитента".<BR>Первенство Москвы выглядит довольно сомнительно, поскольку еврооблигации в данном случае не выпускались. Западные инвесторы покупали сертификаты участия в кредите, выпущенные входящим в группу ING банком BHF- Bank, а не Москвой. Все обязательства по выплате процентов (10,25% годовых) и основной суммы долга несет Москва, но, по российскому законодательству, эмиссии ценных бумаг не произошло.<BR><B>Все будет позже</B><BR>Принципиальная разница в данном случае заключается в обязательной регистрации выпуска ценных бумаг в Минфине в случае выпуска еврооблигаций и ее отсутствии в случае привлечения кредитов. Зарегистрировать выпуск евробондов до выхода на этот рынок федерального Правительства невозможно. В этой связи показательно выступление заместителя министра финансов Беллы Златкис.<BR>"Мы вынуждены сказать субъектам Федерации, что мы знаем, что вы занимаете, многие из вас занимают через синдицированные кредиты, занимают через кредиты у конкретных коммерческих банков на внешнем рынке. Мы все это знаем, видим по отчету. Ну и, простите, у нас есть право применять соответствующие санкции", -- заявляла Белла Златкис. Займ Москвы как раз соответствует вышеуказанной схеме. С подобными займами, а также с некоторыми особенностями управления столичным долгом связаны затруднения при регистрации рублевых облигаций Москвы. Для Петербурга, много лет строившего рынок рублевых рыночных облигаций, ухудшение отношений с Минфином может стоить слишком дорого.<BR>Выпуск рыночных еврооблигаций России должен произойти уже во второй половине следующего года, после чего главное препятствие для выпуска еврооблигаций регионов будет снято. Для выхода на рынок Петербурга кроме этого необходимо снижение процентных ставок на рынке. Ставки по наиболее интересным пятилетним бумагам сейчас составляют 12-14% годовых в валюте, что с учетом валютных рисков обеспечивает слишком высокую стоимость заимствований.<BR>Впрочем, в проекте бюджета на следующий год предусмотрено привлечение валютных кредитов коммерческих банков в размере $40 млн без указания цели займа. При благоприятном развитии ситуации на финансовых рынках и снижении ставок по еврооблигациям до приемлемого уровня могут быть внесены изменения в бюджет по увеличению этой суммы с целью организации еврозайма по примеру Москвы.<BR>