00:0019 октября 200100:00
33просмотров
00:0019 октября 2001
Она не умела вести светские беседы, заводить нужные знакомства и заботиться о коммерческой выгоде.
<BR><BR>Она не умела вести светские беседы, заводить нужные знакомства и заботиться о коммерческой выгоде.<BR>Ее работы приводили в недоумение продавцов и покупателей. Тем не менее она стала классиком мебельного дизайна ХХ века. Столики, диваны, кресла и стулья -- творения знаменитого французского дизайнера и архитектора Эйлин Грей выставлены в галерее Bulthaup.<BR>Выставка "Эйлин Грей. Воссоздание" проводится в рамках концепции галереи дизайна Bulthaup -- ежегодно здесь устраиваются экспозиции современных и вошедших в историю мастеров интерьера. Нынешняя выставка, путешествующая по всему миру, в Россию прибыла впервые.<BR>При жизни дизайнера (Эйлин Грей умерла в 1976 году в возрасте 98 лет) стеклянно-хромированные столики и кресла вызывали у многих лишь насмешливое недоумение. Незадолго до своей смерти Эйлин Грей передала авторские права на дизайн своему другу, потом у него их перекупила компания ClassiCon (Мюнхен). "Мы демонстрировали образцы в магазинах. Но их владельцы только возмущенно восклицали: "Что за уродцев вы нам показываете?" -- вспоминает владелец компании Стефан Фишер фон Потурцин.<BR><B>Легким</B><BR><B>движением руки</B><BR>Сегодня ситуация совершенно изменилась: дизайн Эйлин Грей пользуется большим спросом и в Европе, и в Америке. Чемпионом по продажам является непритязательный, но оригинальный столик, с некоторых пор ставший легендарным. Этот предмет интерьера, в числе других вещей представленный на выставке, изготовлен из хромированных стальных трубок. Его основание -- полузамкнутый круг ("ножки"). Стеклянная или деревянная столешница фиксируется металлическим гвоздиком-стопором, так что высота может варьироваться. К тому же столик снабжен ручками, и его можно легко переносить с места на место.<BR>Способность мебели "от Эйлин Грей" к трансформации действительно впечатляет. Письменный стол, например, вполне может быть превращен в низкий кофейный столик. Шкаф "легким движением руки" складывается или, наоборот, раскладывается до такой степени, что его вместимость увеличится вдвое. Стул служит не только местом для сидения, он используется еще и в качестве переносной лестницы. Низкий столик, изготовленный из лакированного дерева и поставленный на лыжные полозья для легкого перемещения, одновременно способен выполнять роль табурета. А в перевернутом состоянии -- быть подставкой для просушивания посуды.<BR><B>Законодатель</B><BR>Профессионалы в области архитектуры и дизайна утверждают, что все революционно новое в этой сфере было создано в первые 30 лет ХХ века. Потом идеи прошлого лишь "дорабатывались" и трансформировались. Творчество Эйлин Грей, пожалуй, подтверждает эту точку зрения. Ставший с недавнего времени ультрамодным стиль хай-тек -- не что иное, как современное воплощение идей и методов знаменитой француженки. Например, использование хромированных стальных трубок. В мебели Грей это ножки столов и стульев, ручки, обрамления и другие декоративно-функциональные детали. Холодная индустриальная эстетика сочетается с роскошью натуральной кожи и яркой цветовой гаммой. Лаконичный дизайн не противоречит способности мебели к трансформации -- практически любой предмет можно увеличить, уменьшить, сложить, разложить.<BR>У Эйлин Грей не было своей мастерской, и она не тиражировала свои изобретения. Однако в 1926 году у нее появился магазин. Клиентами стали представители французского бомонда, писатели, художники. Признание и слава к французскому дизайнеру, никогда специально дизайну не обучавшейся, пришли только на закате ее жизни.<BR>Кстати, будущий чемпион по продажам -- столик из хромированных трубок тогда не был отмечен особым вниманием поклонников творчества Эйлин Грей. Зато после ее смерти на аукционе Sotheby's именно он был продан за 10 тыс. фунтов стерлингов.