00:0018 октября 200100:00
7просмотров
00:0018 октября 2001
В Петербурге открылся новый отдел офиса международной компании Colliers International, который специально займется консультациями в сфере торговой недвижимости -- ритэйла (retail).
<BR><BR>В Петербурге открылся новый отдел офиса международной компании Colliers International, который специально займется консультациями в сфере торговой недвижимости -- ритэйла (retail).<BR>За рубежом такого рода недвижимость оценивается как наиболее выгодная сфера вложения капитала. К пониманию этого приходит и российский бизнес. И если в Москве первые торговые центры и гипермаркеты мирового уровня начали появляться 3-4 года назад, то для Петербурга переломным станут 2002-2003 годы.<BR><B>Ритэйл по-московски</B><BR>Открывая отдел ритэйла в Петербурге, руководство Colliers International рассчитывает на резкий всплеск интереса инвесторов к торговой недвижимости.<BR>"Москва всегда на 3-4 года опережала Петербург в восприятии общемировых экономических процессов. Учитывая это, сейчас самое время для создания в вашем городе крупных торгово-развлекательных комплексов, -- считает Сергей Гипш, исполнительный директор представительства Colliers International в России. -- Однако этот процесс требует от инициаторов проектов разработки грамотной концепции будущего объекта, взвешенной арендной политики, жесткого контроля над расходами и рисками.<BR>Уходит время крытых торговых зон, разбитых на множество мелких клетушек, в которых предлагается схожий товар сомнительного качества. Якорные арендаторы, представляющие известные мировые брэнды, никогда не придут в торговый комплекс, не отвечающий их представлениям о его уровне".<BR>"В Москве осознание этого произошло немногим более 2 лет назад. Полагаю, что Петербургу только предстоит признать необходимость отказа от бессистемного подбора арендаторов и организации торгового пространства", -- уверена Наталья Осипова, ритэйл-директор московского офисаColliers International.<BR>По оценкам специалистов Colliers International, в ближайшие 2-3 года на московский рынок выйдет около 900 тысяч м2 площадей торговых центров. Согласно планам московского правительства, к 2020 году в столице будет построено 300 торговых центров общей площадью 6,3 млн м2.<BR>"Выход на рынок такого числа ритэйлерских объектов оправдан, так как в планах большинства торговых компаний на ближайшие годы -- открытие от 3 до 30 магазинов в год в Москве, -- продолжает Наталья Осипова. -- В то же время московский рынок не бездонный. В связи с этим можно ожидать в дальнейшем плавного снижения оборотов компаний с квадратного метра и, как следствие, снижения арендных ставок.<BR>Все эти события станут побудительным мотивом агрессивной экспансии торговых компаний в российские регионы и крупные города СНГ. Уровень жизни в них пока отстает от московского, но имеет хорошие темпы роста, и там у наших сетевиков еще есть возможность обойти западных гигантов".<BR><B>Ритэйл по-петербургски</B><BR>Из 3,3 млн м2 общего числа петербургских торговых площадей не более 150 тысяч м2 способны претендовать на какое-либо соответствие международным требованиям к торговым помещениям.<BR>К ним можно отнести построенные в последние годы торговые центры ("Балканский", "Балтийский", "Мегамарт", "Максидом"), некоторые реконструированные крупные универмаги, а также магазины западных брэндов.<BR>Стоит признать, что пока мало кто из местных торговых комплексов может похвастаться более-менее внятной концепцией. Практически все они просто сдают в аренду площади любому желающему заплатить их ставку.<BR>Солидного пула из "якорных" брэндов нет ни в одном из петербургских торговых объектов. Известные во всем мире торговые марки если и открывают в них свои секции, то порой просто оттого, что им больше негде поселиться.<BR>Подавляющее число магазинов расположено в центральной части города. В Центральном и Адмиралтейском районах, в которых проживает лишь 11% жителей, расположена почти треть магазинов города. Тогда как в таких густонаселенных спальных районах, как Приморский, Фрунзенский, Невский, Выборгский и Калининский, в которых проживает более 60% населения, расположено лишь около 30% всех магазинов.<BR>В центре города, где сконцентрированы основные людские потоки, просто нет комплексов, отвечающих современным требованиям ритэйла. Гостиный двор, Пассаж и Дом ленинградской торговли -- вот и весь список крупных торговых площадок, работающих в самой оживленной точке города. При этом в каждом из них состав арендаторов и качество товаров довольно резко разнятся между собой.<BR>Именно поэтому наиболее солидные иностранные брэнды предпочитают селиться в отдельных помещениях на Невском проспекте или других центральных улицах.<BR>Селиться же в спальных районах тоже негде, поскольку достойных торговых площадей там тоже практически нет.<BR><B>Из Москвы в Петербург</B><BR>Исходя из официальных данных и экспертных оценок "неофициальная" часть доходов петербуржцев достигает 40%. Емкость рынка розничной торговли города составляет более $4 млрд в год. При этом годовой розничный оборот в Москве превышает $25 млрд. Столица обеспечивает 30% объема розничной торговли всей России.<BR>"Несмотря на то что средний уровень доходов петербуржцев существенно отличается от дохода москвичей, интерес к Петербургу со стороны столичных и зарубежных торговых сетей очень велик, -- уверен ритэйл-директор петербургского офиса Colliers International Борис Юшенков. -- Некоторые уже имеют здесь свои точки. Они очень внимательно следят за проектами нового строительства или реконструкции под крупные торговые комплексы. Однако большинство все еще смутно представляет, где было бы наиболее выгодно разместить свои товары или услуги".<BR>Уже сейчас о намерениях обосноваться в Северной столице объявили сразу несколько крупных московских сетевых компаний: "Перекресток", "Седьмой континент", "Рамстор", "Копейка", "Старик Хоттабыч", ICN Pharmaceuticals, "Союз" и ряд других.<BR>Эти фирмы уже имеют опыт работы в основных мировых торговых форматах, таких, как торговый центр, гипермаркет, дискаунтер, cash & carry.<BR>"Крупноформатные торгово-развлекательные центры площадью несколько десятков тысяч квадратных метров стали наиболее примечательным феноменом последнего времени в области российского ритэйла, -- говорит Борис Юшенков. -- Естественно, что Петербург не сможет догнать Москву по темпу и объему ввода новых торговых площадей. Однако второе место в стране по товарообороту и строительству новых торговых комплексов ему гарантировано".<BR>Следует также отметить, что при этом многие западные и столичные компании давно сотрудничают с московским подразделением Colliers International. Есть смысл предполагать, что после открытия такого же отдела в Петербурге экспансия "новых сетевиков" на берега Невы не заставит себя долго ждать.<BR><B>Справка</B><BR>Colliers International -- международная сеть компаний -- консультантов по недвижимости, имеющая 255 офисов в 52 странах. На постсоветской территории Colliers International работает в России, Казахстане, Азербайджане и на Украине.<BR>С 1994 года, когда был открыт первый офис в России, общий оборот компании составил $640 млн.<BR>