Лучше российской мебели может быть только заграничная

Cклады готовой продукции мебельщиков ломятся от товара, и основная задача менеджеров -- найти способ продать его.

<BR><BR>Cклады готовой продукции мебельщиков ломятся от товара, и основная задача менеджеров -- найти способ продать его.<BR>Еще в начале 2000 года 70% продаж приходилось на российскую домашную мебель, а в этом году доля отечественных фабрик упала до 50%. На их место пришли заграничные поставщики. Точнее, вернулись на оставленные после кризиса 1998 года позиции.<BR>С начала 2001 года ввоз мебели в Россию пошел в гору. В частности, импорт кухонной мебели в I полугодии 2001 года превзошел отметку прошлого года на 87%. Хотя импортная мебель дороже отечественной. А по качеству, как правило, не уступает последней, а в чем-то даже ее превосходит.<BR><B>Отечественный супер</B><BR>В 2001 году сразу две мебельные фабрики города на Неве занялись строительством мебельных супермаркетов, надеясь, что это даст толчок сбыту их продукции.<BR>В июне открылся мебельный комплекс "Мебель-Сити", построенный ЗАО "Первая мебельная фабрика". Площадь центра -- 5500 м2. Но это не предел: по замыслу авторов проекта к середине 2002 года площадь магазина увеличится до 12.000 м2.<BR>Сейчас в этом комплексе кроме "Первой мебельной фабрики" представляют свою продукцию еще 28 производителей.<BR>Вслед за лидером петербургского рынка в розницу пошло АООТ МКО "Севзапмебель", открыв торговый центр площадью 2200 м2.<BR>Сергей Авкаев, генеральный директор ОАО "Приозерский МДК", убежден, что сейчас надо не производство расширять, а укреплять позиции на рынках других регионов.<BR>Главная цель отечественных мебельных фабрик -- удержание рынка. Отсюда ключевая задача, которую они ставят перед собой, -- создать разветвленную сеть сбыта. Но это сделать не просто.<BR><B>Лидеры отрасли</B><BR>В мебельной промышленности России -- подотрасли лесопромышленного комплекса -- функционирует, по разным оценкам, 3-4 тысячи предприятий. Из них около 500 компаний производят почти 80% продукции.<BR>Производственные мощности мебельщиков рассредоточены по всей стране. В каждой области расположено хотя бы одно предприятие, производящее стульчики, табуреточки или диваны. Половина производимой в стране мебели приходится на Центральный округ. В Северо-Западном федеральном округе производство в 4-5 раз ниже. По оценкам Госкомстата, в последние 3 года оно находилось в границах 10-15% от общероссийского объема.<BR>Зато по экспорту столов и стульев дела предприятий Северо-Запада идут лучше всех в стране. На их долю приходится около 35% официального российского экспорта мебели. Чаще всех и больше всех отечественные столы, стеллажи и комоды покупают германские компании. В свою очередь, Германия -- второй по величине после Италии поставщик мебели в Россию. Предприятия этих стран в общем объеме российского импорта занимают 90%.<BR><B>Смежники подвели</B><BR>Российским мебельщикам не дают покоя также финансовые вопросы и проблемы закупки необходимых материалов.<BR>В России делают древесностружечные плиты (ДСП) низкого качества, а выпуск древесноволокнистых плит (ДВП) не покрывает потребность мебельных фабрик.<BR>Как только производство мебели начало расти, поставщики ДВП стали поднимать отпускные цены. Их примеру последовали производители лаков, красок.<BR>Российские мебельщики уверяют, что стоимость их продукции, завязанная на стоимости материалов, увеличивается быстрее объемов производства. Как следствие, рентабельность падает: сейчас она колеблется в пределах 5-15%.<BR>Действительно, по данным Госкомстата РФ, цены на российскую мебель с 1999 по 2001 год выросли почти в 1,5 раза. В то же время объем производства в натуральном выражении увеличивается на 7-10% за год.<BR>Даешь инвестиции!<BR>Мебельщикам, как и многим промышленникам, необходимы средства на закупку современного оборудования. В России основным источником инвестиций служат собственные средства предприятия. Долгосрочные кредиты, по мнению финансистов мебельных фабрик, слишком дороги из-за низкой рентабельности производства.<BR>Со следующего года собственных средств на развитие у фабрик станет еще меньше. Например, петербургские мебельщики в этом году платят в бюджет 29% от заработанной прибыли.<BR>Если они производят капитальные вложения, то льгота по налогу может достигать 50% от суммы, подлежащей уплате в бюджет. То есть предприятие заплатит налог по ставке 14,5%, а не 29%.<BR>С 2002 года ставка налога на прибыль составит уже 24%, а льготы отменят. Поэтому до конца 2001 года мебельщики постараются вложить в развитие производства максимальное количество средств, чтобы в последний раз насладиться льготой по налогу на прибыль.<BR>По мнению Александра Шестакова, генерального директора ЗАО "Первая мебельная фабрика", для развития отечественного мебельного производства предпосылок не будет вовсе.<BR><B>Концентрация</B><BR><B>усилий</B><BR>Многие проблемы мебельного бизнеса обостряются благодаря неразвитости кооперационных связей между фабриками. Каждое предприятие стремится выполнять весь комплекс работ по изготовлению мебели. В результате низкая производительность труда, высокие накладные расходы отрицательно сказываются на прибыли.<BR>Эти противоречия вынуждают руководителей компаний задумываться о специализации своего производства и поиске партнеров среди смежников.<BR>Например, торгующая мебелью фирма предлагает покупателям шкафы своей марки. Но сначала она разрабатывает конструкцию изделия, дизайн, делает чертежи. Затем на мебельных производствах фирма заказывает элементы изделия. Получив их, она собирает продукт и отправляет в торговую сеть.<BR>Преимущества такого подхода к мебельному бизнесу в том, что торговец лучше фабриканта знает, что именно нужно рынку. Фабриканту не надо распыляться на сбыт и изобретение новых моделей мебели. Он может больше средств и внимания направить на развитие производства.<BR>Многие отечественные фабрики уже работают по такой технологии, но пока в общем объеме доходов доля поступлений от работы на заказ незначительна.<BR>По словам Александра Шестакова, генерального директора ЗАО "Первая мебельная фабрика", на его предприятии сейчас развивается три отдельных направления: производство столешниц, производство фасадов и сборочное производство.<BR><B>Затраты россиян на мебель</B><BR>Затраты россиян в год на мебель находятся в пределах $15-20. Хотя это почти в 1,95 раза выше, чем 3 года назад, но в десятки раз ниже, чем в европейских странах и США. Там население тратит на мебель ежегодно $100-250.<BR><BR><B>Материалы</B><BR>Древесно-стружечные плиты -- материал, получаемый горячим прессованием смеси древесных стружек с небольшим количеством синтетически связующего вещества.<BR>Древесно-волокнистые плиты -- материал, получаемый измельчением древесины в волокнистую массу с последующим формированием из нее плит.