Анонимки ставят на службу бизнесу

Анонимные сообщения могут использовать как для выявления воровства на предприятии, так и для устранения конкурентов.

<BR><BR>Анонимные сообщения могут использовать как для выявления воровства на предприятии, так и для устранения конкурентов.<BR>Сообщения без автора делят на две категории: внутренние и внешние. На многих предприятиях Петербурга существует система сбора информации от своих сотрудников. Нигде прямо не говорится о том, что сообщения должны быть анонимны, однако в большинстве случаев автором жалоб выступает загадочный "доброжелатель". По статистике западных служб безопасности, 90% всех случаев воровства на предприятии удается выявить благодаря сообщениям от сотрудников предприятия.<BR>Канал сбора информации зависит от размеров предприятия. Крупные объединения открывают горячую телефонную линию. Наличие большого коллектива снижает вероятность того, что диспетчер сможет узнать анонимщика по голосу. Более мелкие компании "горячую линию" могут организовать, предложив сотрудникам отправлять сообщения на пейджер. Обычным делом стало уже наличие "Ящика для писем руководству".<BR>В России традиционно сложилось презрительное отношение к анонимкам, однако для работников спецслужб и служб безопасности (СБ) предприятий отсутствие подписи под письмом означает лишь, что его автор просто боится. "Как правило, информация, изложенная в анонимном сообщении, тщательно проверяется. И в большинстве случаев изложенные факты находят свое подтверждение. Исключение, пожалуй, составляют письма на тему "кто с кем спит". Это спецслужбам в профессиональном плане неинтересно. Такие письма специально не проверяют, чтобы не приучать авторов анонимок сообщать о вещах, в принципе бизнесу никак не угрожающих", -- считает генеральный директор ООО "Агентство исследования и предотвращения мошенничества" Игорь Чумарин.<BR>Выявить автора анонимки возможно. Однако внутренних "доброжелателей" СБ не ищут, чтобы не напугать и не отбить охоту к "стукачеству".<BR>В любом случае анонимка -- источник информации: либо о нарушениях на предприятии, либо о том, что среди коллектива появился психически ненормальный человек.<BR><B>Внешние</B><BR><B>доброжелатели</B><BR>Значительный вред могут нанести бизнесу "внешние" анонимки. Они пишутся в правоохранительные органы, конкурентам, членам семьи руководителя компании. Спланированная ссора председателя совета директоров банка, например, с любимой женой может стать причиной принятия неверных, но судьбоносных для банка решений. Налоговые органы не скрывают, что часто предпринимателей "сдают" обманутые жены и брошенные любовницы.<BR>В случае появления внешних доброжелателей их выявление становится жизненно важным для предпринимателя. Хорошо дружить с представителями правоохранительных и контролирующих государственных органов. В случае получения анонимки приятель из "конторы" или какого-нибудь комитета мэрии обязательно позвонит и скажет, что, мол, дружище, на тебя "телегу" прислали.<BR>Для выявления автора анонимки необходимо иметь оригинал письма.<BR><B>СССР был впереди</B><BR>Первым метод целенаправленного потока писем с целью формирования определенного общественного мнения использовало 5-е управление КГБ СССР. С конца 70-х годов посольства США и Великобритании в Москве засыпались письмами протеста по любому поводу, будь то арест Че Гевары или размещение ракет в Европе.<BR>К середине 80-х целенаправленная засылка анонимных писем успешно использовалась западными спецслужбами уже против КГБ СССР.<BR>В эпоху перестройки верховные органы советской власти захлестнула волна анонимок в отношении сотрудников ГБ.<BR>Анонимки, поступавшие сначала в ЦК КПСС, а затем в администрацию Президента РФ, были очень профессионально подготовлены. Тексты составлялись из вырезанных в газетах слов, на большинстве писем не было отпечатков пальцев. Вероятность идентификации авторов и их количества была исключена.<BR>Этот бумажный поток явно выполнял задачу парализовать работу органов ГБ и опорочить их в глазах руководства СССР. В результате анонимок череда проверок почти парализовала повседневную работу многих подразделений могучего КГБ.<BR><BR><B>Исследование оригинала анонимки</B><BR>1. Способ распространения и доставки документа: почтовое отправление, доставка курьером, расклейка в виде объявлений, скрытая доставка, связанная с проникновением на охраняемый объект.<BR>2. При почтовой отправке исследуют конверт: место отправления, дата отправления, наличие штампов отделений связи, индивидуальные особенности конверта.<BR>3. Материал -- носитель текста документа: какие отличительные особенности он имеет, насколько дефицитен, где можно найти аналогичный материал.<BR>4. Способ нанесения информации на документ: рукописный, составлен из наклеенных букв газет и журналов, пишущая машинка, принтер компьютера, индивидуальные особенности техники нанесения информации на носитель.<BR>5. Психографологическая экспертиза решает вопросы зависимости между почерком объекта и чертами его характера, психическим состоянием и поведенческими характеристиками. Экспертиза позволяет диагностировать исследуемый объект, выполнив экспертную оценку всех его характерологических черт личности по образцу почерка.<BR>6. Морфологический и контент-анализ текста.<BR>Контент-анализ предназначен для исследования смыслового содержания текста, морфологический -- его внешней формы. При их совместном использовании они позволяют достаточно полно нарисовать психологический портрет автора анонимного текста.<BR>Каждый человек, создавая текст, привносит в него что-то личное. Нужно лишь правильно читать между строк. Любой текст обязательно несет в себе информацию о своем авторе, об его жизненном кредо, опытности, профессиональном и общеобразовательном уровне. Текст также отражает текущее состояние автора, его психики и эмоций. Трудно идентифицировать тексты, написанные формализованным казенным языком.<BR><BR><B>Контент-анализ на службе разведок</B><BR>Первые упоминания о применении контент-анализа на практике относятся к XVIII веку. Подсчитывая частоту появления тем, связанных с Христом, церковь принимала решение о еретичности книг, о богопослушности их авторов.<BR>Примером использования контент-анализа считают работу американской военной цензуры в годы второй мировой войны. Редакторов СМИ обвиняли в связях с нацистами при выявлении повторения определенных тем на страницах изданий.<BR>Американские эксперты всегда тщательно исследовали также тексты официальных выступлений высших должностных лиц СССР. Анализ формально-структурных особенностей этих текстов позволял вскрывать противоречия в советском руководстве.<BR>В качестве примера можно привести полемику, развернувшуюся в Политбюро ЦК КПСС в 1969-1974 годах вокруг вопроса о сущности советской военной доктрины, в которую оказались втянутыми члены политбюро Андропов, Брежнев, Гречко, Громыко, Куликов. Позиции сторон были реконструированы американскими исследователями путем контент-анализа публичных выступлений советских руководителей по материалам газет "Правда" и "Красная звезда".<BR>Анализ политической информации, опубликованной в открытой печати СССР, позволил специалистам разведывательного сообщества США выработать достоверные прогнозы на замещение поста генерального секретаря ЦК КПСС в период 1982-1985 годов.<BR>В 70-е годы аналитики американской разведки при анализе китайских средств массовой информации отметили смену одного из терминов и предположили переход Китая к более агрессивным действиям. Вскоре за этим действительно последовал вьетнамо-китайский пограничный вооруженный конфликт.