Стеклянную часовню оставили на потом

Часовня в стиле хай-тек может появиться в "спальном" районе Петербурга.

<BR><BR>Часовня в стиле хай-тек может появиться в "спальном" районе Петербурга.<BR>В конкурсе на лучший проект часовни в память о первом храме Петербурга Свято-Троицкой церкви победил другой проект, намного более традиционный, -- архитектурного бюро "ЯК". Стеклянная часовня, спроектированная Марком Рейнбергом, Антоном Новожиловым и Ильей Куликом, превысила высоту, заявленную в задании, на 6 метров. Тем не менее прозрачный культовый объект получил не менее ценный приз -- "зрительскую симпатию" со стороны губернатора города, который пообещал решить вопрос с финансированием строительства часовни в районах новостройки. Подобное сооружение может стоить около $50 тыс.<BR><B>Двойное дно</B><BR>Пропорции и архитектурные детали часовни традиционны для православных однокупольных храмов. Необычны материалы, выбранные для объекта. Это стекло, мрамор, металл.<BR>"Видите ли, само место, на котором собираются установить часовню, очень неудачно, -- говорит Марк Рейнберг. -- История не является аргументом. Нельзя два раза ступить в одну реку. Время Свято-Троицкого собора на том месте, где он стоял, ушло. Это место сейчас настолько мощное в своей пустоте, что, на мой взгляд, оно должно было остаться таким".<BR>Так появилась идея стеклянной часовни: днем "эфемерное произведение" растворялось бы в пространстве. А ночью насыщенная светом часовня превращалась бы в фонарь. Ощущение полноты света создавалось бы за счет "внутренних", находящихся "под стеклом", мраморных стен толщиной 8 мм. По концепции авторов, архитектура часовни вместе с двойными стенами получила двойное дно: она должна одновременно "показать часовню как вещь в себе и как вещь в городе".<BR><B>Двойная жизнь</B><BR>"Я очень люблю работать со стеклом, -- признается Марк Рейнберг. -- Тем более что у современного стекла появились новые возможности -- беспрофильных чистых плоскостей. В принципе, если бы это было возможно, я бы все сделал из стекла -- купол и даже крест. Кстати, такое архитектурное сооружение было бы всегда как новое. Если, к примеру, обычная стена еще может оставаться грязной, то стекло придется обязательно мыть".<BR>Для проектирования хай-тековского интерьера архитекторы воспользовались репликами храма Василия Блаженного. В центре стоит триптих: иконы, созданные в виде витражей, совмещены с металлической основой. Люстра представляет собой металлический обруч, к которому прикреплены фарфоровые стержни, имитирующие свечи. Витражи представлены и в экстерьере: четыре витража в углах часовни изображают исторические сцены, свойственные каждому веку жизни города. В проекте предусмотрен и цокольный этаж, сделанный из гранита и уходящий на 1,5 метра под "культурный слой" к "родной земле". Ров вокруг церкви должен был быть выложен чугунными плитами с названиями церквей, погибших в Петербурге.<BR><B>Двойное</B><BR><B>происхождение</B><BR>"Я по происхождению одновременно и протестант, и православный, -- рассказывает предысторию Марк Рейнберг. -- По мужской -- немецко-шведского происхождения, по женской -- русского. Это сказалось и на архитектуре: сначала я спроектировал протестантскую церковь -- Адвентистов 7-го дня, которая уже давно стоит на Мориса Тореза. А в начале 1990-х сделал православную часовню для Тольятти".<BR>Православная религия, будучи очень ортодоксальной, требует четкого соблюдения канонов, протестантская же -- напротив, свободна в выражениях. Поэтому очень многие радикальные архитектурные решения связаны именно с протестантскими церквями. Например, архитектор Сааринен построил в Америке известную церковь в виде цилиндра, а архитектор Райт -- в виде сложенных ладоней. В Европе к церквям приложили руку многие конструктивисты школы Баухауза.<BR>"С моей точки зрения, церковь, по сути, настолько открытое место, что она не может быть непрозрачной, -- утверждает Марк Рейнберг. -- Мне кажется, что если бы во времена таких людей, как Сергий Радонежский, было изобретено небьющееся стекло, то православные церкви строились бы из стекла!"