Малые порты Северо-Запада ждет разная судьба

Сегодня малыми портами Северо-Запада являются все порты, кроме Большого порта Петербурга. Это порты Финского залива -- Высоцк и Выборг, порты северные -- Мурманск и Архангельск, а также Калининградский порт. Все они интенсивно готовят новые мощности для д

<BR><BR>Сегодня малыми портами Северо-Запада являются все порты, кроме Большого порта Петербурга. Это порты Финского залива -- Высоцк и Выборг, порты северные -- Мурманск и Архангельск, а также Калининградский порт. Все они интенсивно готовят новые мощности для дальнейшего роста.<BR>О перспективах малых портов Северо-Запада рассказывает председатель правления Совета по транспортной и транзитной политике Петербурга Андрей Карпов.<BR><BR>-- Каков потенциал малых портов Северо-Запада?<BR>-- Надо смотреть реально на свое место в будущем всей транспортной системы Европы и Северо-Запада России. Основные грузы пойдут (я не хочу сказать -- через Большой порт Петербурга) через российские порты в Финском заливе. Я не считаю, что портам Мурманска и Архангельска нужно сворачиваться. Понятно, что какие-то грузы через них идти будут. Эти порты должны подбирать грузы в своих ареалах притяжения, но эти ареалы не очень большие. Возможно, появятся какие-то грузопотоки, связанные с нефтью. Я думаю, что если для Петербургского порта максимум -- это 100 млн тонн грузов в год, то у Архангельска грузопоток будет не больше 7-8 млн тонн. У Мурманского порта потенциал больше, но я не думаю, что он разовьется до 10-15 млн тонн. Вопрос в том, за какой период и с какой интенсивностью оба порта достигнут таких показателей.<BR>Порт Выборга находится в черте плотной городской застройки и не имеет резерва для дальнейшего развития. Кроме того, дноуглубительные работы в подходном канале этого порта лимитируются гранитной грядой, на которой стоит Выборгский замок, поэтому значительно углублять дно там запрещено. У порта Высоцк таких проблем нет, но есть лимит на автомобильные подходные пути под железной дорогой -- там пока не могут проходить контейнеры. Как только будут построены современные подходные пути, можно будет дальше развиваться.<BR>У Высоцка предел я не возьмусь определить, но возможно, это будет достаточно крупный порт. Выборгский порт больше 3-5 млн тонн вряд ли будет переваливать. Из строящихся портов в Финском заливе наиболее перспективен порт Приморск -- там будут переваливать все, что запланировано. Порт в Усть-Луге в конце концов построят, но я с большей осторожностью отношусь к динамике развития и срокам его запуска: мне кажется, что это будет более длительный процесс, чем предполагается. Я не уверен в том, что построят порт в бухте Батарейная -- на этапе согласования у этого порта дела обстояли хорошо, но потом дело затормозилось.<BR><BR>-- Активизировались действия Правительства России в отношении Калининграда и его порта, начаты переговоры с правительством Литвы об условиях транзита через ее территорию. К чему должны привести эти переговоры?<BR>-- У Калининградского порта серьезной перспективы, связанной с российскими грузами, которые поставили бы его в ряд с Вентспилсом, Ригой, Таллином, Петербургом, нет. Если будут облегчены пограничный и таможенный режимы, есть перспектива подбирать транзитные грузы сопредельных государств.<BR>Второй фактор: если там будут созданы полноценная свободная экономическая зона и хорошие условия для производства, это тоже может сказаться на увеличении мощностей порта. Сейчас в Калининграде переваливается около 4 млн тонн. На базе только российских грузов этот грузооборот может увеличиться максимум в 2-2,5 раза. Действия Правительства РФ -- правильные, оно исходит из осознания реалий. Литва сейчас держит руку на ж/д вентиле к Калининграду, и очевидно, что с ней надо делиться, чтобы вентиль не перекрыли.<BR>Сейчас ведутся переговоры о реализации так называемой программы "2К" (Калининград -- Клайпеда), в рамках которой предполагается делиться грузами. Это может не нравиться, но таковы реалии. Делиться с Латвией и Эстонией таких же веских причин нет. Тарифная политика государства должна быть построена так, чтобы российские порты были максимально загружены.<BR><BR>-- Что из нынешнего всплеска событий в портах Северо-Запада Вам кажется наиболее примечательным?<BR>-- Единственно, что выбивается из общей канвы, -- голландский порт Грониген решил покупать пакет акций Архангельского порта. Но порт Грониген -- порт Северной Голландии, а все порты этой части Голландии живут за счет некой внутренней программы. В северных районах Голландии наиболее высокий уровень безработицы, поэтому там существуют специальные правительственные программы по поддержанию бизнеса. Доходит до того, что ставки портовых сборов опускают до нуля, только бы туда кто-нибудь приходил. Что это значит для порта Архангельска, я затрудняюсь сказать, для меня это только интересный факт.<BR><BR>-- А как Вы оцениваете факт перевалки кузбасского угля в далеком Мурманском порту?<BR>-- В поддержке регионов псевдоэкономическими методами, на мой взгляд, есть большой вред. Я думаю, что если в отношении внешнего рынка протекционистские методы допустимы, то для внутреннего это неприемлемо. Если Правительству надо поддержать регион, дайте денег, но не создавайте иллюзии у региона, что транзит -- это одна из его экономических ниш. Пусть регион ищет свои реальные экономические ниши. Естественным путем, если этот уголь идет в Европу, он мог бы пойти через порт Высоцк: там есть и резервы развития, и желания переваливать уголь больше. Очень скоро уголь можно будет возить и через Усть-Лугу, когда там запустят угольный терминал.<BR><BR>-- Мурманский порт сегодня растет как на дрожжах. Когда закончится для него этот "угольный дождь"?<BR>-- По мере прохождения реформ в естественных монополиях, перевода их на все более рыночные рельсы этот "угольный дождь" и будет заканчиваться. В нормальных рыночных условиях таких механизмов не должно быть.<BR>