00:0024 сентября 200100:00
19просмотров
00:0024 сентября 2001
Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов подписал Постановление от 17 сентября 2001 года №676 "Об университетских комплексах". Для учебных заведений Северо-Западного региона это постановление стало логичным продолжением интеграции вузов различных про
<BR><BR>Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов подписал Постановление от 17 сентября 2001 года №676 "Об университетских комплексах". Для учебных заведений Северо-Западного региона это постановление стало логичным продолжением интеграции вузов различных профилей, среднеспециальных заведений, которая идет уже давно.<BR>По мнению Минобразования РФ, интеграция способствует повышению качества подготовки специалистов. Например, в некоторых ПТУ по отдельным направлениям реализуются программы среднего профобразования. Но делается это в порядке исключения, поскольку по закону не положено. Техникумы как учреждения более высокого уровня могут позволить себе готовить специалистов по программам профтехучилищ, но не наоборот.<BR><B>Сообща учить сподручнее</B><BR>В небольших городах нет техникумов, только ПТУ. А промышленность, хозяйство региона требуют специалистов среднего звена. Тогда, по всеобщему согласию, в ПТУ на базе рабочих специальностей этого профиля начинают готовить специалистов по программам среднего специального образования. Но, по мнению специалистов Министерства образования РФ, возводить это в норму нельзя -- подобное новшество дискредитирует идею начального профтехобразования и нередко снижает уровень среднего. Возникают проблемы и в том случае, когда выпускник техникума приходит в вуз продолжить образование. Он учится на год-два меньше, чем вчерашние выпускники школ. С одной стороны, разработка сокращенных программ подготовки по каждой специальности требует дополнительных затрат времени и средств. С другой -- и это отмечают в вузах -- качество фундаментальной подготовки, полученной на базе среднего профессионального учебного заведения, зачастую оставляет желать лучшего. Когда университеты, техникумы и ПТУ работают в едином комплексе, подобных сложностей обычно меньше. Например, с помощью вузовских кадров можно повысить качество образования в техникумах. Курсы истории, высшей математики, других наук могут вести университетские преподаватели.<BR>Новгородцы --<BR><B>первопроходцы</B><BR>Одними из первых пошли по пути создания университетских комплексов вузы Великого Новгорода. Около 8 лет назад три вуза -- Новгородский политехнический институт, Новгородский государственный педагогический университет и Академия сельского хозяйства объединились и создали классический Новгородский госуниверситет имени Ярослава Мудрого. Также в состав вошли пять колледжей -- медицинский, гуманитарно-педагогический, технико-экономический, многопрофильный и старорусский политехнический.<BR>Сейчас в составе университетского комплекса пять институтов и четыре общеуниверситетских факультета. 20 тыс. студентов учатся на всех формах обучения. В университете 1,5 тыс. преподавателей.<BR>Проректор по учебной работе Новгородского госуниверситета имени Ярослава Мудрого Сергей Гудилов дает положительную оценку объединения: "Это выгодно и с точки зрения улучшения образования, и с точки зрения уменьшения затрат. Вместе легче рационально распоряжаться площадью и территориями. Так, в результате объединения были высвобождены площади, ликвидированы параллельные кафедры.<BR>Например, в трех вузах было по кафедре математики, теперь у нас одна такая кафедра. Соответственно улучшился кадровый состав -- для работы на кафедре мы отобрали наиболее сильных преподавателей. По этой причине на первых порах после объединения численность преподавателей несколько снизилась, но теперь вновь возросла, так как по сравнению с 1994 годом мы в 3 раза увеличили количество специальностей. Сейчас в университете идет обучение по 64 специальностям, мы практически полностью обеспечиваем Новгородский регион по набору специальностей. Планируем продолжить объединение с колледжами, действующими в Великом Новгороде".<BR>Университетский комплекс в Великом Новгороде создан на основе так называемой жесткой модели и представляет собой единое юридическое лицо.<BR><B>Политех разрастается</B><BR>По пути интеграции идут и многие петербургские вузы.<BR>Концепция развития Санкт-Петербургского технического университета до 2020 года в числе главных целей называет установление взаимосвязи науки и образования с производством: "В ближайшее время на основе интеграции фундаментальных исследований с высшим образованием, образованием внутренних научных институтов, центров, конструкторских бюро необходимо осуществлять выход вуза на уровень исследовательского университета".<BR>"Создание университетских комплексов -- правильный и необходимый процесс, -- считает проректор по учебно-методическому обучению Санкт-Петербургского государственного технического университета Владимир Козлов. -- Решение Правительства РФ, призванное развивать такие комплексы, было подготовлено в том числе и на основе опыта нашего университета. Мы начали процессы интеграции еще лет 20 назад. Так, мы тесно интегрированы с НПО "Импульс", ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, в 2001 году -- с институтом высокопроизводственных вычислений и баз данных Миннауки РФ.<BR>Также недавно стали работать вместе с ОАО "НИИ "Гириконд". Происходит и сближение с довузовскими учреждениями, например, вместе в Российской академией наук мы являемся учредителями физико-технического лицея, а также естественно-научного лицея. Некоторые из них являются нашими подразделениями, другие сохраняют самостоятельность и права юридического лица".