00:0012 сентября 200100:00
55просмотров
00:0012 сентября 2001
Российские производители телевизоров готовы продать заводы. Но если их никто не купит, то им придется закрыться.
<BR><BR>Российские производители телевизоров готовы продать заводы. Но если их никто не купит, то им придется закрыться.<BR>Россия уже прекратила производство видеомагнитофонов, плейеров и музыкальных центров. Из всей аудио-, видеотехники выпускаются лишь телевизоры. И положение производящих компаний неустойчиво.<BR>Одни бросают, <BR><B>другие начинают</B><BR>В середине июня 2001 года новгородское ФГУП ПО "Квант" прекратило выпуск телеприемников "Садко". В отпуск отправлено более 250 работников, занятых на сборке изделия. Причина проблемы Д в сбыте продукции. В момент остановки производства на складах предприятия скопился месячный объем выпуска телевизоров, 4700 штук. Компания до сих пор пытается их продать и не возобновляет сборку, по крайней мере сотрудники предприятия этой информации не опровергают.<BR>Остальные производители бытовой электроники увлеклись продвижением новых марок, причем успешно. Еще год назад мало кто из покупателей знал о телевизорах Хantrax. Теперь эта марка, выпускаемая ЗАО "Стандарт" (Владимирская область), присутствует в большинстве петербургских магазинов.<BR>Не менее успешно прошло внедрение на рынок телевизоров марки Rolsen. Владелец марки Д компания ROLSEN Electronics GmbH разместила сборочное производство под Москвой в Зеленограде и Фрязино. Изготовлением аппаратов в России занимается ООО "Творческий союз".<BR>По данным Госкомстата, в первом полугодии 2001 года производство телевизоров выросло по сравнению с аналогичным периодом 2000 года на 25%. На увеличение их выпуска сильное влияние оказала реализация российско-белорусской программы "Союзный телевизор".<BR><B>Совместное телечудо </B><BR>В конце августа на последнем заседании правительств России и Белоруссии премьер-министры двух стран докладывали о достижениях в совместном производстве телевизоров. Хотя на 2001 год производители запланировали выпустить 1,3 млн телевизоров в рамках программы, к концу года они могут выдать только 0,9-1 млн.<BR>Как показалось исполнителям программы, общими усилиями российские и белорусские телевизоры овладели 20% рынка двух стран. Задача выполнена, но чиновники решили на достигнутом не останавливаться. Премьер-министры дали "добро" на создание следующей эпохальной версии программы "Союзный телевизор-2". Уже провозглашена главная цель Д завоевание 50% общего рынка России и Белоруссии. Достичь результата предполагается за 4 года (2002-2006 годы). Для достижения новых рубежей союзникам потребуется довести производство до 2,5-3 млн изделий в год. <BR><B>Переубедить </B><BR><B>покупателя</B><BR>Произвести Д это полдела, надо еще сбыть продукцию. Отечественные производители телетехники немало сил и энергии тратят, чтобы убедить родного покупателя в высоком качестве изделия. Но у последнего устойчивое мнение: "Российский телевизор не есть хорошо". По данным "Комкон-СПб", в списке "оптимальное сочетание цена/качество" россияне на первое место ставят Samsung, далее Sony, Panasonic LG, Philips.<BR>Российско-белорусские марки "Горизонт", "Витязь", "Рекорд", "Рубин" далеки от первой десятки. Хотя почти все работающие в России заводы обеспечиваются комплектующими из стран Юго-Восточной Азии и Западной Европы. В частности, ЗАО "Завод им. Козицкого" собирает "Радугу" на элементной базе Philips.<BR>По программе "Союзный телевизор" предполагалось возобновить выпуск кинескопов в Воронеже. Объем мог бы удовлетворять потребности телевизионных заводов. Однако исполнителям программы не удалось восстановить производство стекла. По разным оценкам, для этого требуется от $20-60 млн. Ежемесячно завод выпускает около 5000 кинескопов с диагональю 51 см. Вот-вот освоят кинескопы с диагональю 37 и 54 см.<BR>Цена импортных восточноазиатских и европейских комплектующих на 30-50% ниже российских и белорусских. Это неудивительно: объем производства деталей у зарубежных производителей в сотни раз выше, чем у российских радиоэлектронных предприятий.<BR><B>Бег с барьерами</B><BR>Руководители отечественных заводов все чаще говорят о необходимости введения заградительных таможенных пошлин. Вопрос об их применении пока оставили открытым. Чиновники не сказали ни да, ни нет. Но если смотреть вперед, то введение пошлин не в интересах отечественных производителей. Есть четыре причины, чтобы этого не делать.<BR>Первая Д большая часть импорта поступает в страну нелегально. По данным "Фонда информационных технологий", в первом полугодии 2001 года в Россию ввезено в 4 раза больше телевизоров, чем за тот же период прошлого года (290.000 штук против 73.000). Такая динамика объясняется не увеличением спроса, а карательными мерами, предпринятыми российской таможней весной текущего года.<BR>В результате легальный ввоз телеприемников составил 10% от общего объема импорта. Большая часть продукции по-прежнему поступает в Россию через Белоруссию, торгующую с РФ без каких-либо ограничений, и Калининградскую область, наделенную импортными и транзитно-реэкспортными льготами. Минуя таможню, на рынок по демпинговым ценам попадает около 2,8 млн телеприемников ежегодно. <BR>Вторая Д запас прочности иностранных производителей намного выше, чем отечественных. Например, до девальвации рубля в 1998 году средняя розничная цена импортного телевизора составляла $300. Сейчас такой же телевизор стоит минимум $180, что на $10 дороже отечественного аналога. <BR>Но восточноазиатские и европейские производители выпускают продукцию миллионами штук, а российские и белорусские компании Д десятками тысяч.<BR>Третья Д если запас прочности у отечественных производителей незначительный, то что стоит, например, Philips поднять цены на комплектующие и задушить российского производителя окончательно. Тем более что два гиганта в сфере производства кинескопов Д Philips Electronics и LG Electronics Д объединились для выпуска электронно-лучевых трубок, компьютеров и комплектующих к ним. Доля на рынке объединенной компании, по оценкам специалистов, составит 25% рынка.<BR>Четвертая Д и это, наверно, самое главное Д постепенное снижение импортных пошлин остается одним из условий вступления России в ВТО. Поэтому чиновники вряд ли станут из-за телевизоров обострять отношения с членами организации.<BR><B>Новые технологии</B><BR>Пока отечественные производители возвращаются на рынок бытовой электроники, в мире появились телевизоры с плоскими кинескопами, цифровое телевидение и множество других технических новшеств. Российские разработчики тоже работают над перспективными конструкциями, но пока их продукция обладает только одним преимуществом Д ценой. <BR>Однако, как показывают исследования "Комкон-СПб", емкость телерынка растет, но не в натуральном, а в денежном выражении Д сказывается рост доходов населения. Люди все чаще отдают предпочтение более совершенной и дорогой технике.<BR><BR><BR><B>Мнение игроков рынка</B><BR>"ДП": Как Вы считаете, есть ли у отечественных производителей телевизоров шансы вернуть российский рынок?<BR><BR><B>Нонна Захарян, менеджер </B><BR>по маркетингу ЗАО "Симтекс":<BR>"Отечественные телевизоры не пойдут. На рынке много импортных брэндов в той же ценовой категории, что и российские марки. Покупатель скорее выберет заграничный товар, чем отечественный. В сознании потребителя отложилось низкое качество российской техники".<BR><BR>Сергей Кручинецкий, коммерческий директор ЗАО "Алеко":<BR>"У отечественных производителей есть шансы занять доминирующее положение на рынке, если они серьезно займутся качеством и сервисом".<BR><BR>Андрей Шибаршин, старший менеджер ЗАО "Самтэк":<BR>"Я не уверен, что отечественные производители завоюют 50% рынка. Скорее всего, они останутся на том же уровне, что и сейчас. Вряд ли качество и дизайн отечественных телевизоров будет лучше, чем у импортных".<BR><BR>Мирослав Соколов, заместитель директора филиала торговой сети "Эльдорадо":<BR>"Наверстать упущенное в этой области не так уж сложно. Можно просто копировать мировых лидеров и все. Турки, например, производят и продают свои марки телевизоров. Почему мы не можем? Многое зависит от позиции государства по этому вопросу. Оно может вложить деньги в развитие производства, поднять таможенные пошлины и задушить импорт. В Белоруссии, например, рынок телевизоров четко регулируется, там нет такого ассортимента импортных телеприемников, как в России".<BR><BR>Александр Непомнящий, руководитель информационно-аналитического центра ЗАО "Завод имени Козицкого":<BR>"Нам поступают предложения от иностранных инвесторов. Мы проводим переговоры, но пока ничего особо привлекательного не выявилось. Поэтому мы продолжаем наращивать производство собственными силами, а также используем возможности программы "Союзный телевизор".