О комплексной оценке уровня социально-экономического развития регионов России

Общей тенденцией в 2000 году стало увеличение дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития.

<BR><BR>Общей тенденцией в 2000 году стало увеличение дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. <BR>Позитивной тенденцией явилось увеличение численности регионов с уровнем развития выше среднего. В этой группе устойчиво присутствуют 17 регионов: это субъекты Российской Федерации в основном с ресурсодобывающей и экспортоориентированной направленностью, в первую очередь нефте- и газодобычей, Д Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Оренбургская область, основные финансово-экономические центры страны Д города Москва, Санкт-Петербург, а также промышленно развитые Самарская, Московская, Белгородская области, Республика Татарстан и некоторые другие. В 2000 году к этой группе присоединились 7 регионов, относившихся в 1998 году к группе со средним уровнем развития, и Астраханская область, относившаяся в 1998 году к регионам с уровнем развития ниже среднего.<BR>Для регионов этой группы характерны высокие показатели душевого ВРП и объема инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности, вовлеченности во внешние экономические связи, относительно высокой покупательной способности населения и, следовательно, значительно более низкой, чем в среднем по России, доли бедного населения. <BR>В 2000 году группу с уровнем развития выше среднего покинули Республика Коми, Тульская и Нижегородская области. Это связано в основном с ухудшением экономической ситуации и снижением уровня жизни в этих регионах.<BR>Более неустойчивый состав наблюдается в группе регионов со средним уровнем развития. Лишь 10 регионов постоянно входят в эту группу. Позитивным фактом является переход в 2000 году 7 регионов в группу с более высоким уровнем развития, а также расширение группы за счет 4 регионов, прежде находившихся в группе с уровнем развития ниже среднего (Республика Карелия, Удмуртская Республика, Тверская область, Ненецкий автономный округ), и Сахалинской области (из группы с низким уровнем развития). Однако также наблюдается переход 5 регионов в группы с более низким уровнем развития. Для этой группы регионов в 2000 году характерны уровень экономического развития, близкий к среднероссийскому, и достаточно сильная внутригрупповая дифференциация по уровню развития социальной инфраструктуры и уровню жизни населения.<BR>Группа регионов с уровнем развития ниже среднего менее многочисленна, чем предыдущие две группы, и также имеет достаточно неустойчивый характер. Лишь 8 субъектов постоянно входили в эту группу на протяжении всего исследуемого периода. В 2000 году группа пополнилась за счет 4 регионов, входивших в 1998 году в группу регионов со средним уровнем развития, и 4 регионов Д из группы с низким уровнем развития. В то же время 7 регионов покинули группу, причем 5 их них перешли в группы с более высоким уровнем развития, а 2 региона Д в группу с низким уровнем развития. Это Чувашская Республика, где произошло снижение уровня жизни населения и ухудшение состояния социальной инфраструктуры, и Амурская область, где произошло общее ухудшение социально-экономической ситуации.<BR>Регионы этой группы характеризуются более низкими по сравнению со среднероссийскими основными макроэкономическими показателями на душу населения, низкими значениями финансовой обеспеченности, покупательной способности населения, уровнем потребления товаров и услуг и уровнем развития социальной инфраструктуры. <BR>Наиболее устойчивой по составу в анализируемом периоде будет группа регионов с низким уровнем развития. В ее составе постоянно находится 19 регионов России. Это в основном национальные республики и депрессивные регионы центральной части России. <BR>Как видно из данных "Распределения регионов по инвестиционной привлекательности", в период 1999-2000 гг. произошло некоторое усиление дифференциации регионов России по степени реализации ими своей инвестиционной привлекательности. <BR>В рассматриваемом периоде повысили эффективность реализации и перешли в группу с эффективностью выше среднероссийской Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Смоленская область, Краснодарский край, Чукотский автономный округ, Ленинградская, Брянская, Новгородская, Архангельская, Астраханская области, Республика Карелия и Кабардино-Балкарская Республика. В то же время снизилась эффективность реализации инвестиционного потенциала в Республике Башкортостан и Удмуртской Республике, Московской области, Республике Хакасия, Кировской, Кемеровской, Курганской областях, Чувашской Республике, Республике Марий-Эл, Саратовской области, Магаданской, Омской, Пензенской областях, республиках Мордовия, Северная Осетия-Алания, Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Алтайском крае, Курской области.<BR>При этом вырос и средний уровень использования инвестиционной привлекательности в группах, сосредоточивших 80% всех капитальных вложений Российской Федерации, особенно в высшей группе (43% всех инвестиций) Д с 1,38 до 1,57 при среднероссийском уровне 1,0.<BR>Усиление дифференциации при одновременном росте степени реализации инвестиционной привлекательности в регионах с большими объемами инвестиций подтверждается и динамикой крайних значений этого индикатора: в 1997-1998 гг. диапазон региональных колебаний составил от 2,154 до 0,471, а в 1999-2000 гг. Д соответственно от 2,571 до 0,318.<BR>Однако при расширении временных рамок второго периода путем включения в него данных за 2001 г. следует ожидать смены этой тенденции и существенного снижения межрегиональных различий в степени использования инвестиционной привлекательности. <BR><B>По материалам Министерства экономического развития и торговли</B>