Компании меценатствуют по-умному

Сегодня все больше компаний включают благотворительность в практику своей работы. Однако взгляд российских компаний на благотворительность весьма примитивен: об оценке эффективности благотворительной акции и о критериях выбора объекта благотворительности

<BR><BR>Сегодня все больше компаний включают благотворительность в практику своей работы. Однако взгляд российских компаний на благотворительность весьма примитивен: об оценке эффективности благотворительной акции и о критериях выбора объекта благотворительности речь пока не идет.<BR>Западная практика давно настаивает на том, что благотворительность должна быть частью маркетинговой стратегии компании. <BR>Когда перед American Express стояла задача урегулировать проблемы с партнерами из сферы питания, выступающими против взносов в платежную систему, они устроили акцию по сбору средств в помощь голодающим. American Express обязалось отчислять по 3 цента с каждой покупки и сделки, совершенной с помощью кредитной карточки, в пользу компании Share Our Strength, ведущей борьбу с голодом. За 4 года эта акция собрала $21 млн. <BR>Доходы от увеличения числа новых клиентов и частоты использования карточки в качестве платежного инструмента компенсировали расходы.<BR>Для западных компаний благотворительность является обычным элементом корпоративной политики. В России об этом задумались недавно. Ассоциация менеджеров начала проводить исследование на тему "Социальная роль бизнеса в общественном развитии: корпоративная благотворительность и спонсорство". Результаты появятся уже в октябре.<BR><B>Средневзвешенное благо</B><BR>Компании, работающие в России, рассматривают благотворительность в первую очередь в качестве имиджевой составляющей своей деятельности. "Спонсорская и благотворительная деятельность Д важнейшие составляющие корпоративной политики JTI, которая основывается на позиции "добропорядочного корпоративного гражданина", Д говорит менеджер по связям с общественностью ЗАО "Дж.Т.И. по маркетингу и продажам" Ирина Галиева. Это означает, что деятельность компании не может проходить в отрыве от жизни общества в целом, его интересов и забот.<BR>JTI Д член Международного общества друзей Эрмитажа и Русского музея. При спонсорстве компании с 1997 по 2000 год в Эрмитаже проходила выставка "Великий Фаберже" Д впервые после крупного публичного показа изделий знаменитых ювелиров в далеком 1902 году. В Михайловском саду Государственного Русского музея ведутся реставрационные работы по восстановлению уникальной ажурной ограды, установленной еще в начале прошлого столетия. Реставрация осуществляется в рамках проекта, финансируемого компанией JT International. Этот проект, начатый в 1998 году, планируется завершить к 2003 году, сделав таким образом подарок городу накануне его 300-летия.<BR>"Проектов, нуждающихся в финансировании, поступает очень много. При выборе мы соотносим масштабы и значимость проекта с возможностями компании", Д говорит Ирина Галиева. Другими словами, из N проектов выбирается тот, у которого соотношение между его резонансом в обществе и затратами на само спонсорство наиболее оптимально. Резонансу в обществе вполне можно придать количественное значение, спрогнозировав число публикаций в СМИ и, соответственно, количество осведомленной "общественности".<BR>Сколько средств выделяется на благотворительность, компания публично не объявляет. "Если вы приходите в гости и дарите подарок, вы же не объявляете его стоимости. Так же и в меценатстве Д о сумме не говорят", Д говорит Ирина Галиева. Вместе с тем, имея дело со столь долгосрочными и крупными проектами, компания ведет перспективное планирование бюджета корпоративных программ.<BR><B>Копилка хороших идей</B><BR>Благотворительные акции компании должны согласовываться с общей корпоративной политикой и строго отвечать определенному набору внутренних требований. Менеджер по связям с общественностью, отвечающий в компании за благотворительные программы, должен внимательно изучить поступающие запросы и отобрать для дальнейшего рассмотрения и коллегиального утверждения только те, которые отвечают корпоративным требованиям. "Интересных предложений, конечно, поступает очень много, Д говорит Ирина Галиева. Д По отдельности компания не может откликнуться на все запросы, даже представляющие особый интерес в силу различных обстоятельств. Возможно, было бы целесообразно создать в городе базу данных о значительных проектах, своеобразный обменный пул или копилку хороших идей, которые могут заинтересовать потенциальных меценатов и благотворителей. <BR><B>Не скудеет рука дающего</B><BR>Однако нельзя сказать, что только западные компании преподают нам уроки благотворительности. Многие российские предприятия в "советское" время являлись спонсорами и сейчас продолжают традицию. <BR>Меценатство сохранилось и процветает в современной России так же, как и во всем мире. Для Петербурга расцветом благотворительности со стороны российских фирм становится подготовка к празднованию 300-летнего юбилея города.<BR>"ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" помнит о той социальной ответственности, которую любое крупное предприятие несет перед обществом. Руководство порта понимает, что в его силах сделать очень многое, Д говорит начальник отдела PR и рекламы ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Ирина Крикун. Д Мы помогаем творческим и спортивным коллективам, благотворительным организациям. Регулярно оказываем помощь детскому дому №10 Кировского района. В этом году выступили генеральным спонсором Международного фестиваля искусств "Мастер-класс"; учредили свои специальные призы для "V Санкт-Петербургской парусной недели-регаты", оказывали помощь церкви Богоявления на Гутуевском острове, выступали спонсорами Дней Санкт-Петербурга в Хельсинки, конкурса молодых исполнителей оперы, Международного турнира по таэквон-до и других проектов".