00:0013 августа 200100:00
80просмотров
00:0013 августа 2001
Деятельность предпринимателя периодически подвергается проверкам различных государственных контролирующих органов.
<BR><BR>Деятельность предпринимателя периодически подвергается проверкам различных государственных контролирующих органов. <BR>Результаты визита проверяющих во многом зависят от поведения руководителей предприятия, их умения правильно построить взаимоотношения с проверяющими. <BR>Традиционно работники небольших торговых точек трепетно относятся к представителям различного рода контролирующих органов, начиная с торговых комиссий и заканчивая участковым милиционером. Предприниматели, как правило, стараются "договориться" с представителями государства. Однако, например, собственник помещения может не пускать проверяющих на порог своего магазина или кафе, не говоря уже о предъявлении бухгалтерской отчетности. "Если речь не идет о расследовании уголовного дела, то уверенный в своих правах предприниматель может отказать представителям контролирующих органов в предоставлении документов", Д говорит юрист АОЗТ "Адвокат Фремм" Константин Машинский. <BR>Службам, осуществляющим технический надзор за деятельностью предприятия (пожарные, "Ленгаз", торговые инспекции территориальных управлений и муниципальных образований, Санэпиднадзор, административно-техническая инспекция и пр.), в принципе, можно отказать в осмотре помещений. Действующее законодательство не предусматривает наказания за отказ в предоставлении доступа в проверяемое предприятие. <BR>Требовать документы для плановых и внеплановых проверок "вообще" можно только на основании решения суда или предписания прокуратуры. <BR>Кроме того, каждая из технических служб вправе проводить проверки строго в рамках своей компетенции. Например, участковый милиционер, осуществляющий проверку соблюдения паспортного режима на предприятии, не должен оценивать товарное соседство или надежность пожарной сигнализации. <BR><B>Все снимаем </B><BR>Такое принципиальное поведение наверняка испортит отношения предпринимателя и органов контроля. Специалисты не рекомендуют переводить любую проверку в фазу войны, однако обязательные меры предосторожности следует принять. "Нужно посмотреть у представителей органа контроля документы, требовать у них постановления о проверке, можно позвонить в организацию, которую они представляют, поинтересоваться, кто направил инспекцию", Д считает генеральный директор ООО "ИнтерБизнес Консалтинг" Сергей Матюнин. <BR>Присутствие адвоката или юриста во время проверки, как показывает опыт, заметно снижает пыл проверяющих. Известны случаи, когда процедуру инспекции "жертвы" открыто записывали на диктофон или видеокамеру. <BR><B>Не кормить</B><BR>Законодательство РФ не ограничивает органы государственного контроля в частоте проведения проверок деятельности предпринимателей. Если проверяющим понравится радушие хозяина магазина или кафе, то они могут наносить визиты хоть ежедневно. Регламентируется только работа налоговых инспекторов. В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ (НК), "запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. <BR>В соответствии со ст. 89 НК, выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение 1 календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. <BR><B>Изъятие документов </B><BR>Изымать документы на предприятии могут лишь представители налоговой инспекции или правоохранительных органов. Процедура изъятия описана в НК и Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Малейшее отклонение от установленного законом порядка можно оспорить, добившись тем самым признания действий правоохранительных и налоговых органов недействительными. <BR>При этом далеко не каждый представитель государства имеет полномочия проводить выемку документов. Известен случай, когда предприниматель, опасаясь решительных действий налоговых органов, которые искали доказательства для суда, всю финансовую документацию отдал на хранение адвокатской конторе. Налоговые полицейские не смогли убедить адвокатов в законности своих требований о выдаче документов. <BR><B>Ночью спать </B><BR>Законом не установлено время проверки предприятия, она не исключена и в нерабочее время. Однако при этом нарушится одно из основных требований любой инспекции. Проверки должны проходить при обязательном присутствии ответственных работников компании, которые по ночам, как правило, не работают. <BR>Желательно не допускать общения сотрудников проверяемого предприятия с представителями контролирующих органов. Лица, которых привлекают в ходе проверки, должны давать ответы только на поставленные вопросы, избегая самооценок и собственных выводов. По мнению Константина Машинского, ввести запрет на разглашение сведений о предприятии можно в рамках должностных инструкций. <BR><BR><BR><B>Это нужно знать </B><BR>n Перечень организаций, имеющих право проверять или инспектировать предприятие. <BR>n Перечень вопросов, подлежащих контролю. <BR>n Порядок осуществления проверок или инспекций; плановая (РОСТЕСТ Д апрель, сентябрь), внеплановая (после заявления покупателя или потребителя продукции предприятия). <BR>n Перечень штрафных санкций. <BR>n Перечень должностных лиц, могущих осуществлять проверку или инспекцию, и их уровень. <BR>n ФИО и должность лиц, санкционирующих данную проверку или инспекцию, а также полномочия сотрудников этих организаций, проверяющих или инспектирующих конкретное предприятие. Своих инспекторов необходимо знать лично. <BR>n Номера расчетных счетов организаций, осуществляющих проверки или инспекции. <BR>n ФИО и номера телефонов руководителей организаций, осуществляющих проверки или инспекции. <BR>n Сведения о подконтрольности организации, осуществляющей проверку.