00:0003 августа 200100:00
10просмотров
00:0003 августа 2001
Четыре месяца в новой должности работает министр РФ по атомной энергии Александр Румянцев.
<BR><BR>Четыре месяца в новой должности работает министр РФ по атомной энергии Александр Румянцев. <br>«ДП» обратился к министру с вопросами, которые могли бы прояснить ситуацию, которая складывается вокруг гипотетической возможности строительства нового алюминиевого завода в Ленинградской области и налаживания системы утилизации отработанного ядерного топлива на Кольском полуострове.<br><br>— В Ленинградской области активно обсуждается вопрос о строительстве нового алюминиевого завода. Основным препятствием на пути реализации этого проекта называется дефицит энергоресурсов — как известно, у ЛАЭС отсутствуют необходимые мощности. Что планируется сделать для преодоления дефицита?<br>— Ваш вопрос очень важен для понимания ситуации, сложившейся в экономике. Недавно я в качестве эксперта участвовал в обсуждении доктрины регионального развития, подготовленной ЦСР «Северо–Запад». Мы рассматривали приведенный вами случай, как пример допущенного ранее стратегического просчета. Действительно, в случае ввода в строй в Ленинградской области больших энергоемких производств возникнет дефицит электроэнергии. В соответствии с утвержденной Правительством стратегией развития атомной энергетики только с 2010–го года на ЛАЭС будут вводиться блоки реакторов нового поколения. Поэтому в ближайшие годы покрыть такой дефицит ЛАЭС не сможет. С другой стороны, у Кольской АЭС, находящейся здесь же, на Северо–Западе, избыток энергии, который она могла бы перебросить в Ленинградскую область. Но сетей для такой переброски нет. Стратегические ошибки, допущенные десятилетия назад, препятствуют сегодняшнему экономическому развитию. Я думаю, что необходимо определить новый масштаб стратегического планирования, позволяющий избежать подобных ошибок в будущем.<br><br>— В «Курчатовском институте», директором которого Вы были до последнего времени, о Вас отзываются, как об отличном организаторе: «Все–таки управлять многотысячным центром, который насчитывает 14 институтов, провести его через перестройку, отсутствие финансирования и прочие проблемы, — для этого надо быть хорошим директором». Уверены ли Вы, что сможете также эффективно организовать систему безопасности транспортировки, хранения и утилизации отработанного ядерного топлива, в частности на Кольском полуострове?<br>— Я думаю, что мои коллеги из «Курчатовского института» знают, что если бы я не был уверен в наших возможностях, то не отстаивал бы эту идею. И тут нам нужно ответить еще на один вопрос — сможем ли мы безопасно перевозить, перерабатывать и хранить наши собственные ядерные отходы без вложения огромных дополнительных средств? Эти средства мы можем получить, предложив на мировом рынке высокотехнологичные услуги по переработке отработанного ядерного топлива. Ведь сегодня не хватает денег даже на строительство на Новой Земле хранилища радиоактивных отходов с наших ядерных подлодок.<br>Нужно трезво понимать, что впервые Россия имеет возможность выйти на этот достаточно конкурентный международный рынок. <br>Для того чтобы оценить объем этого рынка, приведу всего несколько цифр. Сейчас в мире накоплено около 200 тысяч тонн отработанного ядерного топлива, а стоимость переработки находится в интервале от $800 тысяч до $1,5 млн за тонну. Рынок огромен, но слишком высока конкуренция, и Россия даже при самых благоприятных условиях может рассчитывать максимум на 10% от его объема. Что же касается транспортировки ОЯТ, то мы имеем уникальные вагоны для их перевозки. Их надежность многократно проверялась на полигонах. При этом отрабатывались все возможные случаи, в том числе и террористические акты. Немаловажным является и тот неоспоримый факт, что за многие годы при транспортировке не было ни одного серьезного инцидента.<br>