00:0002 июля 200100:00
11просмотров
00:0002 июля 2001
В июне многие кинотеатры города заполнились фильмами от "Послания к человеку" и "Фестиваля фестивалей", как обычно, показав хорошее кино и слабую организацию.
<BR><BR>В июне многие кинотеатры города заполнились фильмами от "Послания к человеку" и "Фестиваля фестивалей", как обычно, показав хорошее кино и слабую организацию. <BR>Киношный фестивальный месяц подходит к концу. Но фестивальный менеджмент, похоже, еще и не начинался.<BR><BR><B>Кино не для всех</B><BR>На заключительном показе лауреатов "Послания к человеку" один из победивших фильмов - документальный опус Эмира Кустурицы демонстрируется беззвучно. Один из фильмов "Фестиваля фестивалей" с английским текстом переводится переводчиком французского языка (или же, как это было пару лет назад, и вовсе - представителем из зала, поскольку переводчик не является). Вряд ли все это может положительно сказаться на привлечении в будущем внебюджетных средств (то есть на имидже спонсоров), да и некоторые кинотеатры уже имеют предвзятое отношение к фестивалям. <BR>"Мы уже несколько лет не участвуем в фестивалях, - объясняет генеральный директор "Кристалл-Паласа" Александр Кунец. - Это невыгодно, так как обычно все делается за счет кинотеатра. Кроме того, на наших фестивалях обычно случается столько путаницы и накладок, что зрители, как правило, остаются недовольными, что только снижает рейтинг кинотеатра. Дистрибьюторы и кинотеатры уже сейчас знают, какие фильмы снимаются и когда что выйдет, коммерческие проекты отслеживаются, их прибыль прогнозируется. А рассчитывать на то, что какой-то фестивальный фильм изменит ситуацию на рынке, бессмысленно. По крайней мере, о таких случаях я не слышал".<BR><BR><B>Антименеджмент</B><BR>"По моему мнению, фестивали обычно делают упор или на кино, или на шоу, которое может быть полезно для рекламодателей, но это противоречит идее фестиваля, - считает программный директор "Послания к человеку" Виктор Семенюк. - Более-менее хорошие менеджеры начинают смещать акценты в сторону PR. А когда кино уходит в тень, фестивалям ничего не остается, как деградировать. Например, когда московский кинофестиваль несколько лет назад начал вдруг запускать ракеты в воздух, всем, кто знаком с фестивальным делом, стало ясно, какой у него уровень. Мне кажется, что нужно работать не на потребу зрителям и выдерживать свой формат, тогда в итоге рекламодатели отплатят сторицей. Сейчас все хотят чего-то исключительного".<BR>Кроме разнородной аудитории петербургские фестивали сталкиваются с проблемой отсутствия в Петербурге бюджетов крупных рекламодателей. "Чтобы привлечь московских рекламодателей, нужно было, в том числе, заранее работать с московской прессой. Об этом никто не подумал. Кстати, большая проблема всех фестивалей (как было на нашем - судить вам) - это хамское обращение с прессой, что, естественно, сказывается на продвижении марки фестиваля. Но организаторы это совсем не учитывают. Нормальным коммуникациям мешает и волонтерская работа, которую предпочитают все фестивали и которая развивает в персонале "комплекс вахтера", а также делает работу непрофессиональной", - рассказывает о недостатках менеджмента фестивалей pr-специалист "Послания к человеку" Бажена Рынска. <BR><BR><BR><B>Деньги на ветер</B><BR>Все кинофестивали, включая каннский и берлинский, на 50-70% являются госбюджетными и горбюджетными, хотя они это и не афишируют в целях собственной "независимости". Российские кинофорумы - не исключение. Говорят, большую часть бюджета Московского международного фестиваля (по оценкам специалистов, $1 млн) составляют государственные источники. Для сравнения: бюджет, например, "Послания к человеку" этого года равнялся $30 тыс., муниципальную часть составили только 50 тыс. руб. <BR>Александр Мамонтов, директор "Фестиваля фестивалей", утверждает, что его бюджет в 10 раз меньше "Послания" (по другим источникам, эта цифра приближается к $15 тыс.). Несмотря на то что "Фестиваль фестивалей", как и "Послание к человеку", обходится без серьезной фандрайзинго-маркетинговой структуры, многие называют фестиваль Мамонтова коммерчески удачным. На это есть довольно веские основания. Например, удачное название: разумеется, фестивали не избирали этот фестиваль своим фестивалем. Другой фактор - прокатная система (билеты продают кинотеатры, которые отдают всего несколько процентов гостям и прессе; это заинтересовывает кинотеатры: им не нужно "терпеть" бесплатные показы для участников), волонтерский труд, минимум гостей. Александр Мамонтов придерживается такой позиции: "Вместо того чтобы привезти одну звезду, я лучше привезу десяток хороших фильмов. А это и так весьма дорого. Например, транспортировка одной копии стоит около $500, от $200 до $500 стоит аренда фильма для двух показов".<BR><BR><B>Последний сеанс </B><BR>Все петербургские кинофестивальщики согласны с тем, что без профессиональных менеджеров развитие фестивального движения сомнительно. Их отсутствие Александр Мамонтов объясняет мистическими причинами ("у города такая аура"), а Виктор Семенюк - практическими соображениями. "Во-первых, мы властолюбивы, делиться властью режиссеров фестиваля не хочется, - признается Виктор Семенюк. - Кроме того, мы очень подозрительно относимся к менеджерам, которые все-таки иногда появляются и предлагают свои услуги. Разве нормальный профессионал пойдет работать в такую сферу? На фестивале заработать нельзя, можно только украсть".