00:0019 июня 200100:00
13просмотров
00:0019 июня 2001
Александр Сологуб
<BR><B>Александр Сологуб</B><BR><BR>Вкладывать деньги в переработку мусора станет выгодно, когда городские власти перестроят систему оплаты утилизации бытовых отходов. Пока же большую часть петербургского "мусорооборота" оплачивает горбюджет, а также отдельные сознательные хозяйствующие субъекты.<BR>С точки зрения чиновников, весь мусор делится на два вида: коммерческий и некоммерческий (бытовой). Первый создается предприятиями и утилизируется за их счет. Второй образуют горожане и оплачивают его вывоз, а за переработку платит городской бюджет. <BR><BR><B>Сколько добра пропадает зря</B><BR>По данным Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Петербурга, ежегодно горожане переводят сотни тысяч тонн добра в 5,5 млн м3 бытовых отходов. Еще 2,5 млн м3 отходов производят предприятия.<BR>Часть мусора - 20% - перерабатывается на двух заводах: ЗАО "Опытный завод МПБО" (мощность 0,9 млн м3 в год) и ГУП "Завод "МПБО-2" (0,6 млн м3). Еще 4,3 млн м3 отходов закапывается на двух полигонах, принадлежащих ЗАО "Опытный завод МПБО". <BR>Ценное вторсырье (бумага, металл, стекло) составляет не более 15%, и его собирают МПБО и коммерческие фирмы. Остальные отходы вывозятся на несанкционированные свалки (не менее 1,2 м3 в год). По разным оценкам, в Ленобласти насчитывается более 1500, а в Петербурге - около 300 несанкционированных свалок, и их число постоянно растет. Объем этих "гималаев", по мнению специалистов Академии коммунального хозяйства, - не менее 7 млн м3. <BR>Год от года объем мусора увеличивается на 5-6%. В первую очередь растут отходы бумаги, стекла, полимерных материалов.<BR><BR><B>Все смешалось</B><BR>По мнению переработчиков, деление мусора на коммерческий и некоммерческий не совсем корректно. Поскольку отличить один от другого в общей массе крайне сложно. Зачастую на стадии сбора мусора они смешиваются на площадках районных жилищных агентств (РЖА) и перевозчик поставляет на МПБО промышленный мусор как бытовой. Он оплачивается из городского бюджета по расценкам как минимум в 4 раза ниже, чем установлено в прейскуранте заводов на переработку отходов предприятий (12,2 руб. вместо 45 руб. за м3).<BR>Кроме того, коммерческие предприятия могут выбрать способ утилизации мусора. Их два - реальный и фантастический.<BR>Фантастический - все сделать в соответствии с законодательством РФ. Заключить договор с одним из МПБО и заплатить за переработку мусора от 45 до 90 руб. за м3. Если мусор невозможно переработать, то захоронить его на полигоне и внести в государственную казну плату за загрязнение окружающей природной среды. Взамен предприятие для отчетности перед госорганами получает от МПБО справку об утилизации мусора. Реальный способ заключается в том, что справку об утилизации может выдать перевозчик. Тогда у предпринимателя возникает вопрос: зачем платить за переработку, ведь можно просто обо всем договориться с перевозчиком!<BR>Перевозкой собранного мусора в Петербурге занимаются ОАО "Спецтранс" (автопарки №1 и №6) и еще около 150 компаний. Последние вывозят в основном отходы предприятий, а "Спецтранс" обслуживает население.<BR>В структуре доходов петербургских МПБО доля бытовых отходов - 75%, реализация вторсырья - 15%, переработка отходов производства составляет всего 10%.<BR><BR><B>Переработка</B><BR>Стоимость переработки м3 бытового мусора на заводе (с учетом 20% рентабельности) составляет 44,52 руб. - почти в 4 раза выше, чем платит бюджет за переработку городского мусора. Остальное покрывают предприятия, оплачивающие переработку своего мусора по ценам 45-90 руб. за м3 плюс доходы от реализации вторсырья (бумага, металлы).<BR>"Нашим предприятием неоднократно интересовались инвесторы. Но, когда они узнавали стоимость переработки отходов, они уходили", - говорит заместитель генерального директора по проектированию и имущественно-правовым вопросам ЗАО "Опытный завод МПБО" Ирина Пегова.<BR>Большую часть доходов МПБО получают с опозданием на 3-5 месяцев. Например, кредиторская задолженность городской администрации перед ЗАО "Опытный завод МПБО" за утилизацию бытовых отходов за 4 месяца 2001 года увеличилась на 20% и составила на 1 мая 11,542 млн руб.<BR><BR><B>Грандиозные планы есть у всех</B><BR>Мусора в городе "производится" все больше, и нужно увеличивать производственные мощности переработки. Частные инвесторы на заводы не идут. Руководители МПБО вынуждены выпрашивать деньги из бюджета. На расширение производственных мощностей ГУП "Завод "МПБО-2" в 2000-2004 годах должно получить из бюджета 201,360 млн руб. В 2000 году город выдал 1 млн руб. И пока это все.<BR>Еще в 1997 году за счет городской администрации подготовлен проект реконструкции ЗАО "Опытный завод МПБО". По нему мощности предприятия должны увеличиться до 2,3 млн м3 в год. Но воз и ныне там. Отчаявшись получить бюджетные средства, руководство завода решило добиться от города гарантий на получение банковского кредита в размере $52 млн. Но и гарантий чиновники пока не дают.<BR>"Мы вкладываем в развитие только собственные средства. Их недостаточно. Поэтому говорить о каких-либо цифрах сейчас нельзя. Сегодня мощности завода одни, завтра другие. Они, конечно, увеличатся, но не в 2 раза к концу этого года, как намечалось", - сетует первый заместитель генерального директора по экономике и финансам ЗАО "Опытный завод МПБО" Михаил Федашко.<BR>У администрации Петербурга тоже есть грандиозный план развития сферы утилизации отходов. В частности, запланирована разработка проекта строительства модульного завода по переработке 100 тыс. тонн мусора в год (см. "ДП" №60/01).<BR>Начальник Управления поддержки предпринимательства и инноваций КЭПП Владимир Патрин полагает, что есть надежда увидеть в первой половине 2002 года опытный образец технологии переработки отходов.<BR>Рассматривая планы городской администрации, переработчики шутят: к 300-летию Петербурга может получиться так - и нового завода не построили, и старые не сохранили.<BR><BR><B>Мусорная вертикаль власти</B><BR>Пока перевозчики и переработчики делят деньги, государство укрепляет вертикаль власти на мусорном рынке. В конце октября 2000 года председатель Правительства РФ Михаил Касьянов подписал Постановление №818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведении паспортизации опасных отходов".<BR>Постановление предписывает госкомитетам РФ создать механизмы учета в области обращения отходов, а также рекомендует органам исполнительной власти на местах принять меры по ликвидации несанкционированных свалок.<BR>На это власти Петербурга отреагировали адекватно. Губернатор издал Распоряжение №153-ра от 08.05.01. В этом документе четко разделяются полномочия городских комитетов, ответственных за мусор.<BR>Теперь Комитет по содержанию жилищного фонда отвечает за сбор, вывоз, размещение и переработку бытовых отходов, а Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству его контролирует. Осталось только дать обоим комитетам средства на создание необходимых отделов и подготовку специалистов.<BR><BR><B>Корень зла</B><BR>Чиновники хоть и медленно, но наводят порядок на мусорном рынке. Руководители МПБО полагают, что ужесточение государственного контроля утилизации мусора пока не решает основной проблемы отрасли: распределение бюджетных средств. <BR>По их мнению, все "мусорные" деньги, попадающие в бюджет, должны идти только переработчику, а он будет расплачиваться с перевозчиками и сборщиками мусора. При этом документы об утилизации производственных отходов предприятиям должны выдавать только МПБО.<BR>В этом случае по дороге на мусорные заводы возникнут пробки из желающих сдать мусор. Горожане начнут ходить в лес не за грибами, а за мусором.<BR>Между перевозчиками возникнет конкуренция, цены на их услуги будут понижаться.<BR>В борьбе за мусор его сборщики начнут вкладывать деньги в организацию сортировки отходов на этапе их сбора. Это удешевит процесс переработки мусора и увеличит производительность труда. Мощности заводов увеличатся, и мусорная блокада Петербурга будет снята.<BR>