Карты врут, чтобы защитить картографа

Картографическим предприятиям приходится обороняться от посягательств на свои авторские права по двум фронтам. От коллег "по цеху" и от издательств, использующих карты для коммерческих целей.

<BR><BR>Картографическим предприятиям приходится обороняться от посягательств на свои авторские права по двум фронтам. От коллег "по цеху" и от издательств, использующих карты для коммерческих целей.<BR>Объем федерального заказа государственным картографическим предприятиям хотя и возрос в последние годы, не превышает 70-80% общего объема заказов, а в некоторых предприятиях - и 20%. Остальное приходится на самостоятельную работу с заказчиком и производство товаров народного потребления - карт туристических, автомобильных и пр. Продукция пользуется большой популярностью: иные карты выдерживают по три-четыре издания. По некоторым оценкам, потребность россиян в картографической продукции составляет приблизительно 250 млн оттисков в год; осваивается же лишь около 100 тыс.<BR><BR><B>Подтасовка</B><BR>"Вопрос авторских прав в области геодезии и картографии окончательно так и не решен: остается очень много лазеек", - говорит главный инженер ГП "Аэрогеодезия" Алексей Матвеев. Все права на топографические основы для карт и сами карты, выполненные в рамках госзаказа, принадлежат Федеральной службе геодезии и картографии России (Роскартографии). Но только на карты, созданные не ранее 1952 года. "Если бы я был частным предпринимателем - добыл бы, например, карту Ленобласти 50-го года, обновил ее всеми правдами и неправдами, и никаких ко мне претензий! Есть фирмы, которые заявляют, что для составления карты Петербурга использовали основу 1914 года и космический снимок, который где-то когда-то купили. На самом же деле, как правило, используют карты территориальных геодезических служб", - рассказал один из "государственных" картографистов.<BR>"10-летняя практика показывает, что частная картография не удается и не складывается исключительно честным способом - это обязательно в той или иной степени воровство, - убежден директор картографической фабрики ВСЕГЕИ Андрей Тихомиров. - Топооснова, например, Северо-Запада стоит минимум 5 млн рублей. Не всякий найдет или захочет платить такие деньги".<BR><BR><B>"Крапленые" карты </B><BR>"Узость" картографического рынка, несмотря на доминирование спроса над предложением, объясняется его ограниченностью фактически тремя темами: городские, автомобильные, туристические карты. "Часто появляются фирмы-однодневки, устраивающие демпинг. Их цель - быстро распродать тираж и закрыться, и судиться по этой причине с ними бесполезно - ничего, кроме исполнительного листа, не получишь", - считает коммерческий директор ЗАО "Новое время" Сергей Михайлов. Картографическая история Петербурга знает примеры, когда фирма просто покупала в магазине карты, ламинировала их и снова сдавала на продажу в ту же торговую точку.<BR>"Каждая карта должна проходить регистрацию в Территориальной инспекции госгеонадзора, там же получают и лицензию на картографическую деятельность. Вместе с картой в обязательном порядке подаются сведения, откуда взята топооснова. Но ситуация такова, что если компания не подает на просмотр карты - никаких рычагов воздействия, кроме гневных писем, у инспекции нет. То есть, с одной стороны, лицензирование и контроль существуют, а с другой - наказать нарушителя невозможно, - говорит генеральный директор ЗАО "Карта Лтд" Михаил Стримовский. - Тем не менее у нас есть успешный опыт - мы выиграли два судебных дела, третье сейчас в завершающей стадии. Так что доказать свои права на использованные другими материалы вполне возможно. Поэтому, если госпредприятия жалуются на воровство, нужно не сотрясать воздух, а действовать".<BR>Один из способов защиты продукции от подделок (а точнее, для выявления авторства) - искусственно вносимые в карты ошибки. Они протоколируются в надзорных органах; а "плагиаторами", как правило, не замечаются и копируются вместе со всем остальным материалом.<BR><BR><B>Споры</B><BR>Вопросами приобретения прав на использование топооснов занимаются территориальные предприятия Роскартографии, каковых в России 19. На Северо-Западе это - ГП "Аэрогеодезия". Но и здесь, как оказалось, не все просто: "Фирмы обращаются с вопросом о покупке, но мы сами авторское право Роскартографии продать не можем. Сейчас вот ищем документ, регламентирующий эту процедуру, сроки, тарифы и т.д.", - говорит Алексей Матвеев.<BR>"Основу территории Петербурга мы купили в Комитете по градостроительству и архитектуре: в свое время город заказывал ее разработку Федеральной картографической службе. Таким образом, итоговый материал принадлежит городу, и в то же время Роскартография время от времени заявляет свои права на листы, производство которых было оплачено из бюджета Петербурга", - поведал Сергей Михайлов.<BR>Свои "разборки" ведутся и между Роскартографией и Военно-топографическим управлением (ВТУ) - в частности, по поводу того, кто владелец продукции, которую сделала Роскартография, но оплатило ВТУ. <BR>"Вопрос о принадлежности прав на карты Роскартографии тоже спорный, - замечает Алексей Матвеев. - Это всплыло в судебном процессе "Аэрогеодезии" с 444-й военно-картографической фабрикой, который мы в прошлом году выиграли. Косвенно это был суд между Федеральной службой картографии и ВТУ".