Торговцы бумагой меняют стратегию

Хорошая новость для тех, кто собирается закупать отечественную газетную бумагу: цена на нее начала падать.

<BR><BR>Хорошая новость для тех, кто собирается закупать отечественную газетную бумагу: цена на нее начала падать.<BR>Год назад с весны по осень экспорт "газетки" плавно увеличивался на 2-4% ежемесячно. Начало 2001 года вскружило голову экспортерам: в I квартале 2001 года комбинаты каждый месяц вывозили за границу вдвое больше продукции, чем год назад (92 тыс. тонн против 45).<BR>Но в апреле случилось страшное: объем экспорта "газетки" сократился в 14 раз по сравнению с мартом.<BR>Причиной этому послужило падение спроса на российскую продукцию в странах ЕС, на которые приходилось более 60% экспорта. Одновременно и Турция - крупнейший партнер России в Азии -неожиданно приостановила закупки в России.<BR>Затоваривание европейского рынка не стало сюрпризом для участников рынка. Еще в конце прошлого года они предполагали, что весной 2001 года экспорт может сократиться, и тогда жизнь медом не покажется. Ведь существующих запасов бумаги России хватит почти на год. Тем не менее ЦБК денно и нощно наращивали производство.<BR><BR><B>Россияне остались крайними</B><BR>Как только экспорт встал, ЦБК направили запас изготовленной для иностранцев бумаги на внутренний рынок. Это совпало по времени с началом летнего спада деловой активности у потребителей газетной бумаги.<BR>Чтобы хоть как-то стимулировать приток денег, во второй половине апреля ГП "Камский ЦБК" и ОАО "Соликамскбумпром" развязали ценовую войну. Оптовые цены на продукцию этих предприятий в Петербурге понизились за месяц в среднем на 4%.<BR>Остальные производители не смогли сдержаться и ответили контратакой. В конце апреля - начале мая о снижении цен почти на 8% объявило ОАО "Сыктывкарский ЛПК". <BR>По словам оптовиков, ответный ход обдумывает крупнейший производитель газетной бумаги в Северо-Западном регионе - ОАО "Кондопога".<BR>ЦБК подгоняют спрос не только снижением цен, но и увеличением отсрочки платежа. Ведь кроме покрытия текущих расходов комбинатам потребуются дополнительные средства летом и осенью для очередного ремонта оборудования. (Красноярский ЦБК уже объявил об остановке на плановый ремонт с 28 мая до 4 июня.)<BR>На затяжной обвал цен трейдеры все-таки не рассчитывают. По мнению директора ООО "Парма" Владимира Синицына, цены на газетную бумагу в Петербурге войдут в ценовой коридор 13-14 тыс. рублей за тонну, и все утрясется.<BR><BR><B>Сюрприз</B><BR>Если сокращения экспорта отечественные производители рано или поздно ожидали, то о нашествии импортной газетной бумаги на российский рынок даже не думали. А это случилось.<BR>Сказались стабилизация рубля, снижение затрат на сырье у иностранцев и рост доходов издательств. В общем, спрос на иностранную бумагу пополз в гору. С февраля по май доля импортной газетной бумаги в общем объеме предложения в Петербурге увеличилась почти на 4%.<BR>По большому счету заграничная и отечественная продукция никогда не конкурировали. У них разные "весовые" категории. Импорт отличает высокое качество, а родную бумагу - низкая цена.<BR><BR><B>То ли вверх, то ли вниз</B><BR>Падение отпускных цен дестабилизировало рынок. Оптовики напуганы и больше не торопятся делать закупки отечественной продукции, потому что не знают, как изменятся отпускные цены завтра.<BR>Если до начала апреля текущего года торговцы бумагой все как один усердно поднимали цены на 3-5% в месяц, то теперь они разделились на три лагеря: быки, медведи и воздержавшиеся.<BR>Первые в апреле и мае подняли цены относительно марта в среднем на 10%. Вторые за тот же период их опустили на 10%.<BR>Быков и медведей на рынке сейчас одинаковое количество. Баланс сил могут нарушить воздержавшиеся. Но к кому они примкнут - вот в чем вопрос. По мнению коммерческого директора ОАО "Ленснабпечать" Юрия Мякинекова, хотя в последние месяцы на некоторые позиции ассортимента цены падали, делать какие-либо прогнозы относительно поведения цен пока рано. Рынок может пойти вверх с таким же успехом, как и вниз.<BR>С одной стороны, в сложившейся ситуации, поднимая цену или оставляя ее на прежнем уровне, трейдер получает дополнительную прибыль. В этом случае у торговца возникнут убытки, если производитель опустит цену еще ниже. Тогда оптовик либо останется с товаром вместо денег, либо потеряет прибыль, понизив цену.<BR>В то же время, понижая цену, дилер быстро реализует товар. Если отпускная цена бумаги продолжит падение, он выиграет, а если поднимется - то проиграет.<BR>Подтолкнуть цены вверх может все что угодно. Например, увеличение тарифов на грузоперевозки. Трейдеры не исключают, что это произойдет летом. Но, учитывая, что основные поставщики бумаги в Северную столицу расположены по соседству (ОАО "Кондопога", ОАО "Сыктывкарский ЛПК" занимают более 40% рынка), увеличение транспортных расходов сильно не отразится на ценах.<BR><BR><B>А как все начиналось</B><BR>Предшествовал всем этим событиям стремительный рост производства в России дешевой бумаги массой 45-52 г/м2. За этот период годовой объем производства "газетки" вырос в 4 раза - до 1685 тыс. тонн в 2000 году. При этом объем ее потребления внутри страны остался без изменений, на уровне 500-550 тыс. тонн в год.<BR>Бурному развитию отрасли способствовал повышенный спрос за границей. Из-за низкой цены на отечественную бумагу западные трейдеры выстроились в очередь к русским ЦБК. Последние готовы были отдать иностранцам за твердую валюту все и оставить родного потребителя без бумаги. <BR>Россиянам подыграли европейские производители. С середины 1999 года они активно сворачивали производство, наслушавшись прогнозов своих аналитиков, обещавших расцвет электронных СМИ и сокращение потребления газетной бумаги. Тем временем весь 1999 и первую половину 2000 года цены на целлюлозу росли более высокими темпами, чем на готовую продукцию. И европейцам было проще уступить россиянам рынок газетной бумаги, чем производить ее с минимальной наценкой, пытаясь конкурировать с дешевой российской бумагой.<BR>В конце 2000 года ситуация изменилась: сырье начало дешеветь, прогнозы о 1-2%-ном снижении потребления в год не оправдались, спрос не упал. Иностранцы бросились наращивать производство и возвращать рынок путем снижения цен.<BR><BR><B>Счастливый случай и несчастный</B><BR>Оптовики не сомневаются, что если цена целлюлозы в Европе продолжит падение, то подешевеет и конечная продукция. <BR>Как и полагается, отпускные цены отечественных производителей подчинятся мировой тенденции. <BR>Особенность производства бумаги в масштабах страны - малое число компаний-производителей в отрасли. <BR>В России 99% газетной бумаги выпускает шесть комбинатов. Поэтому внутренний спрос ни в одной стране мира не оказывает существенного влияния на отпускные цены ЦБК. <BR>Верхняя граница цен определяется на мировом рынке, и внутренние цены постоянно стремятся к ней. <BR>Торговцы бумагой ориентируются на производителя, но оптовиков больше, и конкуренция среди них жестче. В последние 2 года российские трейдеры постоянно уменьшали наценку. Их маржа к настоящему моменту упала вдвое, опустившись ниже 5%. В условиях долгого изобилия газетной бумаги она может достичь нуля. Оптовиков станет меньше, но они будут крупнее (и злее).<BR>