Статистики налоговикам не стучат

Количество обязательных форм отчетности, которые должны предоставлять юридические лица, исчисляется десятками. Но у всех еще на памяти "дело статистиков", продававших закрытую информацию за деньги.

<BR><BR>Количество обязательных форм отчетности, которые должны предоставлять юридические лица, исчисляется десятками. Но у всех еще на памяти "дело статистиков", продававших закрытую информацию за деньги. <BR>Поэтому предприятия неохотно дают данные о себе Госкомстату. О том, что же есть конфиденциальность при работе со статистическими данными, рассуждают заместитель председателя Государственного комитета РФ по статистике Валерий Галицкий и председатель Санкт-Петербургского комитета государственной статистики Олег Никифоров. <BR><BR>Валерий Галицкий:<BR>- Сколько у Вас потенциальных объектов сбора информации?<BR>- В государственном реестре зарегистрировано более 3 млн предприятий. Из них 250-300 тысяч - крупные и средние. Все остальное - малые. Но среди них много фиктивных: по 10 штук на одном адресе физического лица. Много однодневок.<BR><BR>- Это вносит какую-то погрешность в данные, которые Вы предоставляете для всеобщего ознакомления?<BR>- Математический аппарат настолько могуч, что статистика получается почти идеальной. Есть специальные формулы. Есть закон "больших чисел": чем выше уровень агрегации, тем выше достоверность. Если на уровне района любая статистическая ошибка заметна (достаточно сравнить показатель с общей динамикой, чтобы увидеть несоответствие), то на региональном она агрегируется, а на федеральном исчезает вообще.<BR><BR>- Каков процент отказа в предоставлении данных в среднем по России?<BR>- В прошлом году Госкомстат провел эксперимент: запросили официальным письмом 1,5 тысячи крупнейших предприятий страны. Мы попросили у них разрешения опубликовать данные по анализу их экономических показателей в открытых источниках. Сразу дали согласие где-то 700-800. С остальными мы начали вести индивидуальную работу - звонили, убеждали. Добавилось еще 100-150. Остальные отказались категорически. Это была разовая акция, на примере которой хотелось посмотреть, как они отреагируют. Получается парадокс. Например, в Нижнем Новгороде по Горьковскому автозаводу публиковать информацию нельзя, по Тольятти (АвтоВАЗ) - тоже. Но по городу в целом можно. А какая разница между этими показателями? Назовите произведенные автомобили по-другому - и получится та же цифра. Там же, по сути, один завод. И если человек хочет, он всегда вычислит предприятие в масштабах региона.<BR><BR>- В чем проблема?<BR>- Я считаю, что, если предприятие нормально работает, ему нечего скрывать. Другое дело себестоимость, корпоративные связи, поставщики - это может быть закрыто. А что касается того, что они производят, какая цена и т.д., - это абсолютно открытая информация.<BR><BR>Олег Никифоров:<BR>- Обоснованны ли опасения предприятий, что данные от Вас могут попасть в налоговую инспекцию?<BR>- В нашей практике не было ни одного случая, чтобы полиция или инспекция обратились к нам за информацией по конкретным предприятиям. Сейчас они сориентированы на работу с крупными налогоплательщиками, на обобщающие результаты и суммы налогов. Налоговики еще не перешли на точечную работу, так как налогоплательщиков слишком много. Второй момент. Статотчетность очень специфична. Бухгалтерские балансы получаем и мы, и налоговики, поэтому для работы с финансовыми показателями деятельности им достаточно открыть свои данные. Другое дело, что хозяйствующие субъекты очень часто составляют три-четыре баланса: хозяину, в налоговую, статистикам и куда-то еще.<BR><BR>- Были ли случаи несовпадения этих данных?<BR>- К нам обращаются представители правительств Петербурга и Ленобласти с просьбой подтвердить балансы организаций, которые хотят принять участие в городских или областных тендерах. И бывает, что они расходятся: в администрации отправляют более "красивые" балансы, чем нам.<BR><BR>- Следовательно, Вам отправляют более точные данные?<BR>- Для меня предоставленный баланс таков, какой он есть. Руководитель и главный бухгалтер поставили свои подписи, и я принимаю это на веру.<BR><BR>- Понятия "конфиденциальность статистической информации" и "коммерческая тайна" как-то пересекаются?<BR>- Безусловно, но под коммерческую тайну руководители предприятий закатывают все что угодно. Это их право.<BR><BR>- Это не мешает собирать информацию?<BR>- Как правило, предприятия не называют коммерческой тайной статистическую информацию. Другое дело, что у нас нет закона о статистическом учете, где было бы прописано, что все предприятия и организации обязаны составлять статистические отчеты и представлять их в органы статистики.<BR><BR>- Каков процент предприятий, которые отказываются предоставлять информацию?<BR> - Мы не считаем. Крупные или средние, как правило, все отчитываются, а остальные... У нас есть такой показатель, как "генеральная совокупность", при которой одно ООО легко можно поменять на аналогичное.<BR><BR>- Значит, Ваши цифры можно не защищать, раз они все есть в балансах?<BR>- Не совсем. У нас существует товарная номенклатура, по которой мы отслеживаем промышленное производство. Она насчитывает 25 тысяч наименований. Информация по производству конкретных товаров, в натуральном выражении и по отдельным предприятиям, должна быть защищена. Именно здесь видно структуру изменений в производстве, ориентацию предприятия на определенные рынки. Это мы шифруем и не даем на сторону. А финансовые показатели (объем прибыли, численность персонала, средняя зарплата) открыты. <BR>Мы же живем в цивилизованном обществе, мы знаем, что такое объявленная зарплата и чем она отличается от фактической. Если говорить о товарах, то позиция "стулья" дается в общем, без разбивки на венские, мягкие и т.д. Она коммерческого смысла не имеет и во многом сохраняется с советских времен, так как сегодня мы не отслеживаем обеспеченность стульями.<BR>Статистическая информация для маркетинговых исследований небесполезна, но строить маркетинговую политику, опираясь только на наши данные, невозможно. Нужны узкие выборки.<BR><BR>- Производство продукции в натуральном выражении - это единственная коммерчески закрытая информация?<BR>- Это самые чувствительные данные. Но не единственные. Например, каждый год у нас идет обследование работников на предприятиях по размеру зарплаты. Это не средняя зарплата, когда фонд оплаты труда делится на персонал. Там выделяются группы: руководитель, его заместители, инженерно-технический персонал, аппарат управления, рабочие и т.д. <BR>Обработанная, эта информация может быть крайне чувствительной для предприятия после опубликования.<BR><BR>