Пнт удваивает экспорт

ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" намерено инвестировать около $50 млн в строительство первой очереди терминала по перевалке нефтеналивных грузов в порту Усть-Луга.

<BR><BR>ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" намерено инвестировать около $50 млн в строительство первой очереди терминала по перевалке нефтеналивных грузов в порту Усть-Луга. <BR>Тем самым компания вступает в конкуренцию с ОАО "НК "Сургутнефтегаз", которое реализует аналогичный проект в бухте Батарейная Финского залива.<BR>По словам заместителя генерального директора ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ) Александра Михайлова, срок реализации первой очереди строительства - около 3 лет. По его словам, юридически это будет осуществлено путем долевого участия ПНТ в структуре акционерного капитала ОАО "Роснефтьбункер", дочерней структуры ОАО "Компания "Усть-Луга".<BR><BR><B>Серьезные планы</B><BR>На прошлой неделе заместитель министра транспорта РФ Владимир Якунин сообщил, что ориентировочный срок начала строительства - 2002 год. "Раньше данный терминал входил в схему создания бункеровочной базы (заправочной базы для судов. - С.О.), - сказал Владимир Якунин, - с появлением нового инвестора руководство порта решило не совмещать бункеровочный терминал с продуктами нефтехимии. Так нужно для развития порта Усть-Луга".<BR>Руководство ОАО "Компания "Усть-Луга" и ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" согласны с тем, что дополнительные мощности по перевалке нефтехимии нужно создавать вне "Морского порта Санкт-Петербург". <BR>Между руководством порта Усть-Луга и ПНТ уже начата работа по согласованию проекта. Разработкой технико-экономического обоснования занимается компания "Нефтехимпроект".<BR>Как пояснил Александр Михайлов, терминал рассчитан на перевалку нефтепродуктов: от бензина до мазута. "В будущем намерены перевозить порядка 2 млн тонн в год, - продолжил он. - В перспективе рассчитываем выйти на уровень до 5 млн тонн". Подвозить продукты нефтехимии портовики намерены по железной дороге. В любом случае должны быть реконструированы железнодорожные пути, иначе реализовать проект с такими объемами будет затруднительно.<BR>По словам главного инженера по гидротехническим сооружениям ОАО "Компания "Усть-Луга" Константина Литвинова, железная дорога будет заходить как на территорию порта, так и на территорию терминала до специальных емкостей хранения. Уже от емкостей будет идти трубопровод на пирс. "Пирс будет расположен таким образом, чтобы суда можно было ставить с двух сторон, - рассказывает он. - Когда подходной канал достигнет глубины 14 м, тогда к пирсу смогут подходить танкеры до 70 тыс. тонн". В этом году руководство ОАО "Компания "Усть-Луга" намерено начать эксплуатацию канала на отметке 9,4 м. <BR><BR><B>Старые планы - в силе</B><BR>Все планы по наращиванию мощностей в "Морском порту Санкт-Петербург" у ПНТ остаются в силе.<BR>Официальное открытие нового терминала по перевалке нефтепродуктов, принадлежащего ПНТ, состоялось в сентябре прошлого года.<BR>Этот проект начал реализовываться с 1996 года. Эксплуатация терминала началась несколькими годами позже, по мере ввода технологических цепочек, но официальную церемонию его открытия руководство ПНТ решило приурочить к 5-летию компании. По итогам работы в 1999 году объем перевалки нефтепродуктов через терминал составил 3,5 млн тонн, в 2000-м эта цифра должна была составить 5 млн тонн, но реально объем перевалки составил около 4 млн тонн. Александр Михайлов объяснил это тем, что "цели всегда должны быть завышенными". <BR>К 2005 году прогнозируемый объем перевалки может достигнуть 15 млн тонн.<BR>К сентябрю 2000 года в этот проект было инвестировано более $45 млн. На эти деньги построен резервуарный парк объемом 90.000 м3, два причала для морских танкеров грузоподъемностью до 35.000 тонн, два причала для танкеров "река-море", очистные сооружения и котельная. Также введена в эксплуатацию железнодорожная эстакада с системой подогрева. Она необходима для предотвращения застывания мазута, на перевалку которого в паре с дизельным топливом и рассчитан терминал. К 2003 году руководство ПНТ планирует довести объем инвестиций в проект до $150 млн.<BR>В прошлом году в интервью информагентству "Прайм-ТАСС" финансовый директор ПНТ Андрей Кабанов заявил, что проект реализуется за счет собственных средств ПНТ (более 50%), средств ГУ "Морская администрация порта Санкт-Петербург", а также кредита Сбербанка РФ ($20 млн).<BR>По итогам работы в январе - апреле 2001 года ПНТ обработал более 1,25 млн тонн нефтепродуктов. Объемы обработки превысили показатели аналогичного периода 2000 года на 23%. <BR>Эксперты ПНТ связывают дальнейший рост пропускной способности терминала с тем, что к 2002 году терминал сможет принимать океанские танкеры грузоподъемностью 60-80 тысяч тонн. По планам, они будут швартоваться у сооружаемого в настоящее время глубоководного причала.<BR><BR><B>На рынке серьезный конкурент</B><BR>"ДП" неоднократно сообщал о намерениях ОАО "НК "Сургутнефтегаз" строить терминал по перевалке нефтепродуктов в бухте Батарейная Финского залива. "Если этот проект действительно будет реализован, то данный терминал составит нам конкуренцию", - считает заместитель генерального директора ПНТ Александр Михайлов.<BR>Как сообщила информагентству SeaNews руководитель пресс-службы ОАО "НК "Сургутнефтегаз" Раиса Ходченко, уже завершены подготовительные работы по прокладке подъездной дороги и линии электропередачи.<BR>В данный момент проект порта пересматривается. Идет пересчет характеристик трубопровода от Киришского нефтеперерабатывающего завода, находящегося в собственности "Сургутнефтегаза", по которому топливо будет поступать в порт. Начало строительных работ в порту намечено на 2004 год. Ранее предполагалось, что проектная мощность перевалки нефтепродуктов через этот терминал составит около 15 млн тонн в год.<BR><BR><B>Красивое начало</B><BR>НК "Сургутнефтегаз" получила права заказчика строительства и на дальнейшую эксплуатацию нефтяного порта в бухте Батарейная в 1996 году.<BR>Соответствующий договор был подписан между Министерством транспорта России и "Сургутнефтегазом". Подписанию предшествовало постановление Правительства РФ, разрешающее "Сургутнефтегазу" финансировать строительство порта и нефтепроводов к нему за счет средств, полученных от экспорта 6 млн тонн нефти в 1996 году и 4 млн тонн сверх установленного объема экспорта в 1997 году. <BR>Ранее, согласно распоряжению Правительства РФ от 1993 года, государственным заказчиком порта в Батарейной было назначено Министерство транспорта России.<BR>Торжественная закладка этого порта с участием правительства Ленобласти состоялась в 1997 году.<BR>Строительство порта в Батарейной непосредственно связано с реконструкцией нефтеперерабатывающего завода "Киришинефтеоргсинтез" (100%-ной дочерней структуры "Сургутнефтегаза"), от которого предполагается проложить трубу до Батарейной.<BR>Поначалу специалисты полагали, что именно этот порт имел наибольшие шансы быть построенным. Прежде всего это связывали с наличием богатого собственника. Только в 1997 году "Сургут" вложил около $8 млн в предпроектные и проектные работы. <BR>Общая стоимость этого проекта, по данным из разных источников, достигала $500 млн. Однако за 4 года компания не смогла форсировать работы по строительству порта. <BR>Пока "Сургутнефтегаз" является крупнейшим потребителем услуг терминала ПНТ в "Морском порту Санкт-Петербург".