00:0021 мая 200100:00
38просмотров
00:0021 мая 2001
Предыдущая задача
<BR><BR><B>Предыдущая задача </B><BR>В декабре 1996 года ОАО "Выборгский ЦБК" признано банкротом. В сентябре 1997 года проводятся конкурсные торги по продаже имущества, в результате которых собственником ОАО "Выборгский ЦБК" становится компания Alcem UK Ltd (87% акций). Остальные 13% переходят в собственность ЗАО "Выборгский ЦБК", которое создано по инициативе работников ОАО "Выборгский ЦБК".<BR>В течение 1998 и 1999 годов сотрудники ЗАО "Выборгский ЦБК" управляют предприятием, не допуская на комбинат представителей Alcem UK Ltd. За это время на обоих предприятиях растут долги по зарплате и перед бюджетами различных уровней.<BR>Как основной собственник - компания Alcem UK Ltd - может разрешить эту ситуацию?<BR>Ответ Елены Маркушиной, бизнес-консультанта, директора по маркетингу "БИГ СПб"<BR>Проблему надо перевести из юридической совсем в иную предметную плоскость и решить ситуацию с позиций crisis management. Мы имеем дело с застарелым конфликтом, тлеющим пожаром, поведение которого, как известно, не поддается прогнозированию. Однако существуют и хорошо себя зарекомендовали совершенно иные - несиловые методы, признанные российским законодательством. К таковым можно отнести создание ревизионной комиссии. Она может быть создана по инициативе любого из собственников ОАО (в том числе консолидированной группы), однако неподотчетна никому из них. Ревизионная комиссия решает широкий круг вопросов, ее задача - защита интересов акционерного общества. Кроме того: обеспечение баланса интересов всех участников ОАО, упрощение иммунитета организации, предупреждение корпоративных конфликтов и т.д. Падение финансовых показателей ОАО для этого органа является сигналом для глубокого анализа ситуации и выработки пакета рекомендаций управленческому корпусу. <BR>В том случае, когда часть собственников организует банкротство ОАО с расчетом на то, что держатель контрольного пакета, опасаясь серьезных финансовых потерь, выйдет из игры (он потеряет больше нас), ревизионная комиссия, сформированная из независимых экспертов и сторонних консультантов, - инструмент незаменимый. Именно этим людям предстоит объяснить всем участникам процесса, что в такой войне победителей не бывает. Договориться всегда выгоднее. Проверку на "слабо" генеральный собственник может и пройти, а другая сторона останется один на один с серьезными финансовым проблемами - стагнация производства, недовольство трудящихся, уставших от бесконечных баталий и невыплат зарплаты. И какой выход напрашивается сам собою? Предложить контрольный пакет другой группе товарищей. А где гарантия, что они будут лучше ребят из Alcem?<BR>Техника организации и функционирования ревизионной комиссии - за рамками данного ответа. Можно для пущего убеждения обратиться к позитивному опыту других предприятий, например Невского завода. Важно отметить, что в ситуации с Выборгским ЦБК компания Alcem находится, как ни странно, в лучшем положении, нежели ее оппоненты. Alcem может потерять деньги, а ЗАО потерять все. Поэтому именно от руководителей ЗАО должны исходить инициативы, будь то сторонние консультации или организация РК.<BR><BR>Ответ Дмитрия Киселева, штатного сотрудника христианской миссии "Новая жизнь"<BR>Возможно, в Alcem не знали или закрывали глаза на общий социальный фон Выборгского района Ленинградской области. Бывшая финская территория в свое время наполнялась военными, а потом строителями, инженерами и пролетариями, которые размещались вокруг строившихся заводов. Жизнь этих людей в наибольшей мере зависела от "поселкообразующих" предприятий. За последние 10 лет многие из этих предприятий впали в кому или скончались. Остались застроенные панельными трех, пятиэтажками поселки и их жители - оторванные от средств производства пролетарии, которые собирают грибы да ягоды, ловят рыбку, много пьют и пребывают в глубокой постоянной депрессии.<BR>Глядя на все это, жители поселка, образованного ЦБК, готовы на все, чтобы не дать комбинату прекратить существование. Чтобы использовать такие настроения в борьбе с любым чужим собственником, руководству комбината достаточно напугать людей тем, что новые владельцы сначала большую часть уволят, а затем и вовсе прикроют комбинат. А народная война, как известно, священна. El pueblo unido jamas era vencido.<BR>В древнем китайском трактате об искусстве войны говорится: "Действуй тонко! Действуй тонко и используй шпионов при каждой операции". Отдавая себе отчет в том, что фактически руководство ЦБК вступило на тропу войны, Alcem следовало добиться влияния изнутри трудового коллектива. Для этого нужно было:<BR>а) найти несколько человек из трудового коллектива и убедить их в своих наилучших намерениях;<BR>б) устроить на работу в ЦБК несколько своих людей;<BR>в) поселить в поселке (без устройства на работу в ЦБК) еще несколько своих людей;<BR>г) образовать несколько юридических лиц без очевидной связи с Alcem, которые выступали бы в качестве поставщиков и покупателей ЦБК, и использовать возникающие за счет этого контакты с трудовым коллективом.<BR>Сочетание информированности о внутреннем положении дел (с акцентом на информации о лидерах трудового коллектива) с непосредственным влиянием на общественное мнение на комбинате и в поселке, вполне возможно, позволило бы не доводить дело до оскорблений действием и других проявлений классовой борьбы.<BR><BR>Ответ Святослава Иванова, менеджера по маркетингу ООО "Бумажная фабрика "Берег" <BR>Разрешить проблему можно двумя способами: получить решение суда или договориться с более мелкими акционерами. И если решения суда часто приводят к силовым акциям с участием милиции, то второй способ предусматривает варианты. Первый вариант - договориться с трудовым коллективом и выдать ему часть зарплаты (как сделали менеджеры Alcem - новые владельцы Выборгского ЦБК). Второй вариант - договориться с организатором революционной ситуации, предложив ему деньги или часть собственности, которая не участвует в производственном процессе. Третий вариант - попытаться скупить долги организатора революций и обменять их на акции нужного предприятия. Меняя власть на Выборгском ЦБК, новые собственники пользовались как услугами государства (в лице ОМОНА), так и переговорными технологиями. После первой (ОМОНной) попытки кому-то из новых собственников сломали ребра, а вопрос не сдвинулся c места. После второй попытки, когда рабочим заплатили зарплату и, вероятно, договорились с организаторами конфликта, вопрос был решен. Мораль - будьте гибче, господа менеджеры.<BR><BR>Решение менеджеров ОАО "Выборгский ЦБК"<BR>Один из совладельцев компании Alcem UK Ltd регистрирует новое предприятие ОАО "Выборгская целлюлоза", которое объявляет, что купит ОАО "Выборгский ЦБК" и погасит его долги. Но условием этой покупки становится и приобретение ЗАО "Выборгский ЦБК". <BR>Чтобы склонить трудовой коллектив на эту сделку, ОАО "Выборгская целлюлоза" обещает большей части рабочих (почти 70%) полностью погасить долг по заработной плате. В подтверждение серьезности своих намерений оно выдает аванс в размере 1000 руб. В результате трудовой коллектив большинством голосов решается избавиться от ставшего уже обременительным для них ЗАО. <BR>Так компания Alcem UK Ltd фактически восстановила право собственности на завод.<BR><B>Новая задача</B><BR>Осенью 1998 года петербургское ООО "ПФ Эпсилон 7" первым в России выпустило на рынок сухарики. Компания первой не только открыла производство, но и запатентовала сам способ производства продукта. В отсутствие конкурентов "Сухарики Чапаевские" ("чапсы") быстро завоевали рынок. Однако компания недолго оставалась единственной на рынке: патентоспособность продукта оказалась слабой. Производство сухариков превратилось в мощную индустрию. Кроме "чапсов" на рынок вышло до полутора десятков торговых марок с хорошей дистрибьюторской сетью: "Бочкарев", "Балтика", "Иван с усами", "Хрустяшки", "Фишки к пиву", "От заката до рассвета". В Петербурге за месяц реализуется от 1,5 млн до 2 млн упаковок сухариков.<BR>Что может предпринять руководство компании, чтобы сохранить лидирующее положение на рынке сухариков, который она сама же и создала 2,5 года назад?<BR>