Вот дом, который построил...

Принцессы и танки на детских рисунках появляются гораздо позднее. Художественную деятельность любой ребенок начинает, рисуя дом. Квадрат. Треугольник крыши. Прямоугольники окон с занавесочками и резными наличниками. Труба, из которой идет дым.

<BR><BR>Принцессы и танки на детских рисунках появляются гораздо позднее. Художественную деятельность любой ребенок начинает, рисуя дом. Квадрат. Треугольник крыши. Прямоугольники окон с занавесочками и резными наличниками. Труба, из которой идет дым.<BR>А потом ребенок становится взрослым. Смутные, неосознанные желания зари жизни трансформируются во вполне логичные установки. Семье необходим дом. Отдельный. За городом.<BR>Так происходит во всем мире. Дом - признак состоятельности. В жизни, финансах, и вообще.<BR><BR>Первый отечественный коттеджный бум случился в начале 1990-х. (Строго регламентированные по всем параметрам домики под непереводимым определением дача не в счет.) В то время большинство российских граждан отоваривалось по продуктовым карточкам, но не все. Кооператоры первой волны понемногу вставали на ноги. Набирали силу их "контролеры" и мастера "кровельных дел". Именно представители второй группы, завладев некоторым капиталом, стали первыми домостроителями "в крупных размерах". <BR>Что такое загородный дом (не дача!), тогда еще никто толком не знал. Строительство велось интуитивно. Мечта была одна на всех - огромный дом с удобствами, поражающий воображение. <BR>Проблем было больше, чем денег. К услугам архитекторов не обращались, считая, что с поставленными задачами справятся обычные строители-прорабы. Впрочем, архитекторы начала 90-х были информированы о тенденциях, технологиях и материалах для частного строительства не намного лучше, чем их потенциальные клиенты. Подражать было нечему. Опыт отсутствовал. <BR>В итоге на небольшом участке земли вырастали либо гигантские коробки примитивных форм, либо дома, фундаментальностью, неприступностью и обилием башенок напоминающие средневековые замки. И те и другие строились из плохо обработанного красного кирпича (иногда - с орнаментами из белого). Крыши из оцинкованного железа были под стать облику дома, как и узкие, удлиненные (или, наоборот, короткие и широкие) оконные проемы, в основном арочных форм. Построенные затейливо и пышно, замки впечатляли масштабами, но выглядели нелепо. <BR>По словам архитекторов, площади загородных резиденций начала 90-х колебались около отметки 1000 м2. За неимением простора (поскольку приобрести участок больше, чем 6 соток, было невозможно) огромные красные дома стояли плечом к плечу и были неоправданно высокими, нарушая все известные законы пространственной композиции. <BR><BR>Деревянные дома в ранний постсоветский период строились крайне редко (обычно снаружи их обкладывали кирпичом) - почему-то в то время все очень боялись пожара. Самой же большой проблемой оказались инженерные коммуникации. Все решения были очень примитивными. Тем не менее хозяева возводимых строений были уверены, что строят "на века". <BR>Не получилось. В одних случаях дома, находящиеся в разной степени готовности, лишались хозяев, живших яркой, но недолгой жизнью. Отсутствие подобающих технологий, несоответствие инженерных коммуникаций общеевропейским стандартам, дилетантизм строителей, в результате которого дома медленно рушились, привели к предсказуемому. Недостроенные гиганты оказались в каталогах по недвижимости в рубрике "продается". Многие кочуют из номера в номер до сих пор. <BR><BR>С1994 года по август 1998 частное строительство вступило в новую фазу. Масса роскошных глянцевых журналов с впечатляющими фотографиями загородных европейских вилл, частые путешествия русских бизнесменов за границу, телевидение, Интернет - опыт накапливался и у заказчиков, и у исполнителей. Поражало разнообразие архитектурных стилей. Строились дома, стилизованные под классические усадьбы прошлых веков, с белоснежными колоннами, треугольным фронтоном над входом, многоскатной крышей. Появлялись особняки в стиле петербургского и московского модерна. Для первого характерно сочетание нескольких материалов - кирпича, природного камня, плитки и четкие линии и углы. "Московские" коттеджи похожи на мыльницы - закругленность, плавность, мягкость, овальные и ромбовидные окна.<BR><BR>В моду стали входить деревянные дома, "простые снаружи, сложные внутри" - из калиброванного бревна с открытой террасой и массой изюминок в оформлении. Тогда же активно строились распластанные по земле двухуровневые шале. Незаметно в сторону увеличения был решен земельный вопрос. "6 соток" перестали быть аббревиатурой, обозначающей размеры частных угодий. <BR>Домостроители стремились жить по-европейски, поэтому часто просто снимали кальку с домов, "подсмотренных" в Европе. Появились аккуратные строения, обшитые виниловой вагонкой. Кирпичные дома стали штукатурить, окрашенные в разные цвета, они приобретали индивидуальность и интеллигентность. Но технологий и хороших материалов еще было недостаточно. Приглашенные архитекторы грешили излишествами. Нагромождение архитектурных решений и деталей порождало мысли о дилетантизме проектантов. Строения в большинстве случаев были далеки от мировых стандартов. Но уже появились дома, которые этим стандартам полностью соответствовали. В неплохом темпе частная архитектура развивалась в правильном направлении. <BR>Спокойствие и размеренность нарушил август 1998 года. Брошенных недостроев прибавилось. Далеко не все из них были частными. <BR>Строительные фирмы вносили свою лепту в процесс слияния города и пригородов. Буквально в чистом поле они строили краснокирпичные дома-близняшки для дальнейшей продажи. Архитектура "близняшек" соответствовала первому периоду российского коттеджестроения, а процесс их продажи происходил во втором. Цена на эти "прелестные создания" колебалась (и до сих пор колеблется) в районе нескольких десятков тысяч долларов. Чтобы превратить подобные "стены с крышей" в дом, требуется вложить примерно в 2 раза больше запрашиваемой за них суммы.<BR><BR>К концу осени 1998-го те, кто оправился после кризиса, получили огромные возможности не просто построить дом, но сделать его произведением архитектурного и инженерного искусства, домом-мечтой. Появились все условия для создания прекрасного: технологии, материалы, визуальный опыт, но прежде всего - квалифицированные специалисты.<BR>Строят по-прежнему в основном из кирпича. Но кирпич уже другой и по качеству, и по цвету. Среди коттеджей царит такое же разнообразие, что в середине 1990-х, но вкус домостроителей стал более изысканным. <BR>По словам архитектора Валерия Кирдяева, встречаются изыски в виде фигур львов у парадного входа в дом или стеклянного лифта в трехуровневом особнячке. Но есть и настоящие произведения искусства - дома сложной формы, состоящие из разноуровневых частей, гармонично соединенных между собой. Большое внимание уделяется цветовым решениям. Гармония форм подчеркивается гармонией цвета. (Например, стены из безупречно сложенного серо-голубого кирпича и темно-синяя крыша у одного из коттеджей в Знаменке. Забор и прочие постройки выполнены в такой же цветовой гамме.) <BR><BR>Появилась тенденция к реставрации и модернизации роскошных деревянных дач начала прошлого века (в Курортном районе) или конца ХIХ века (в окрестностях Павловска). <BR>Дом уже не просто дом. Это архитектурный ансамбль с другими постройками и ландшафтом. Минимальный размер земельного участка - 12 соток. Чаще - 15-30. Дом гармонично и продуманно вписывают в ландшафт таким образом, что особняк в 300-600 м2 выглядит довольно компактным. И носит печать индивидуальности хозяев. <BR>Помимо роскошных строений в пригородах Петербурга немало не очень дорогих типовых финских домов. Они не поражают роскошью и неожиданностью решений, но производят хорошее впечатление своей опрятностью и архитектурной аккуратностью. И вполне соответствуют мировым стандартам. Парадокс в том, что в России подобные дома проектируют и строят индивидуально профессионалы высокого класса. В Европе строить виллу по индивидуальному проекту могут позволить себе только миллионеры. В Швеции, например, 95% населения живет в загородных домах нескольких типов, сообщил архитектор Андрей Чесновицкий. <BR><BR>В России же архитектурные решения в большинстве случаев эксклюзивны. Подъезжая к Павловску, например, невозможно не обратить внимания на темно-малиновый дом из калиброванных бревен с двухуровневой зеленой крышей. Крыша идеально выполнена в китайском стиле. Сочетание несочетаемого, жесткая эклектика - это, безусловно, вызывает противоречивые эмоции, но при безупречном исполнении заслуживает внимания. <BR>Достойным домом сегодня, по словам Валерия Кирдяева, считается трехуровневое строение с гаражом, бассейном, сауной и участком в 20 соток. Пристальное внимание уделяется оконным проемам. В моде огромные витринные окна, прямоугольные и арочной формы, располагающиеся преимущественно на первом уровне. Они делают дом более светлым, воздушным и звенящим. Оригинальный дизайн одного из загородных особняков, например, позволил создать оконный проем высотой 12 метров. Макси-окно с витражом растянуто от основания до вершины башни - архитектурной части основной постройки. <BR>Есть в окрестностях Петербурга дом в восточном стиле, отделанный керамикой, с шлемообразными проемами. Или - коттедж, похожий на космический корабль. Такие дома строятся "для себя" и, как правило, больше ни для кого. <BR>По словам менеджера по маркетингу архитектурно-строительной компании "Северный проект" Константина Сафронова, если возникнет необходимость продать экстравагантный коттедж, покупателей придется искать очень долго. Такие дома отказываются принимать даже в качестве залога. Именно в силу их практически абсолютной неликвидности. Поэтому большинство домостроителей предпочитают не рисковать и выбирают архитектурные проекты, приближенные к классике. <BR><BR>По прогнозам некоторых архитекторов, в ближайшем будущем большинство обеспеченных людей в России, как и во всем мире, будет предпочитать каркасно-щитовые резиденции. Так как с каждым годом потребность в архитектурном самовыражении все больше оттесняется стремлением к функциональности, добротности и экономичности. Хотя, безусловно, были, есть и, наверное, будут люди, вкладывающие миллион и больше долларов в дом, содержание которого, по словам архитектора Валерия Кирдяева, обходится в $6-7 тыс. ежемесячно.<BR><BR>