00:0014 мая 200100:00
9просмотров
00:0014 мая 2001
ВРоссии менее 5% предприятий промышлен-ности внедряют научные разработки, а доля сектора высоких технологий составляет 0,6% от ВНП. В развитых странах эта доля достигает 4-6%.
<BR><BR>ВРоссии менее 5% предприятий промышлен-ности внедряют научные разработки, а доля сектора высоких технологий составляет 0,6% от ВНП. В развитых странах эта доля достигает 4-6%.<BR>Причина не только в нехватке финансов, низкой платежеспособности, но и в непонимании сути современных инновационных процессов, неумении ими управлять. Как выразилась доктор Хелен Дейк, владелица технологической брокерской фирмы из Мюнстера, очень много идей, даже сверхидей, а вот проработанных и оформленных по правилам бизнес-проектов нет. Предприятиями, выпускающими наукоемкую продукцию, руководят в основном блестящие технократы, которые никогда не занимались исследованиями рынка и продажами.<BR><BR><B>Обновись или умри</B><BR>Инновационная активность требует сочетания свободного, творческого мышления и жесткой дисциплины. Идеи рождаются, когда за неудачи не бьют. Для достижения успеха при внедрении новшества требуется осознание необходимости, и даже определенная агрессия. Однако страх потерь достаточно часто является более мощной движущей силой, чем надежда на выигрыш.<BR>В корпорации "3М" (товары для офиса, медицинская и стоматологическая продукция, телекоммуникационное оборудование и др.) существует правило "15%", согласно которому каждый сотрудник может тратить 15% своего рабочего времени на собственные исследования и разработки, из которых только одна из тысячи имеет шансы на успех.<BR>Как сказал Филип Котлер в своей последней книге "Маркетинг в третьем тысячелетии", "дилемма состоит в следующем: если компания не выпускает новых товаров, то она "вымирает"; а если выпускает, то часто несет крупные потери".<BR>Инновации - это залог выживания в постоянно усиливающейся конкурентной борьбе. В России по результатам исследования, проведенного Минэкономики, только 47% руководителей могут идентифицировать всех своих конкурентов. Большинство не задумывались над определением конкурентной стратегии: не до этого. Между тем конкурентами российских предприятий мало-помалу становятся транснациональные корпорации с их стратегией глобализации, завоевания региональных рынков. Некоторые руководители с надеждой говорят: "Ну, уж локальные рынки будут существовать всегда!" Не будут! Заинтересованная компания всегда найдет способ занять рынок, и довольно быстро. В 2000 году 34% объема продаж той же компании "3М" составили товары, представленные на рынок за последние 4 года, - это очень высокие темпы обновления.<BR><BR><B>Малые гиганты большого бизнеса</B><BR>С одной стороны, у России большой инновационный потенциал. Что характерно для постсоветской экономики? Преобладание крупных организаций, обусловленное наличием большого количества мощных научных центров ВПК. С другой стороны, сегодня в России действует около 800 тыс. малых фирм. Из них около 40 тыс. заявлены как инновационные. Аналитики "Независимой аналитической консалтинговой компании" предполагают (основываясь на пропорциях, существующих в экономически развитых странах), что необходимо иметь около 1 млн малых фирм, причем 10% из них должны быть инновационными. То есть если отечественная экономика будет развиваться в соответствии с канонами цивилизованного экономического жанра, то следует ожидать увеличения количества инновационных фирм как минимум в 2 раза.<BR>К достоинствам малых инновационных фирм можно отнести их мобильность, ярко выраженную рыночную направленность. Однако малые инновационные предприятия не являются независимыми самостоятельными организациями. Во многом они зависят от НИИ, технопарков, крупных предприятий, где арендуют помещения, инвесторов и т.д. Поэтому ответ на вопрос, как скоро начнут появляться эти самые инновационные фирмы, зависит в первую очередь от руководителей крупных промышленных предприятий.<BR>Портрет руководителя российского предприятия составил Институт социологии РАН (Москва). В опросе участвовали 62 директора промышленных предприятий и 100 человек управленческого персонала. В выборку попали устойчиво развивающиеся предприятия с численностью работающих от 70 до 3,5 тыс. "Старыми" оказались 60% директоров - те, которые начинали свою деятельность еще в советские времена. Из них 40% - 35-45-летние, они одновременно и собственники, и управляющие. Обнаруживаются весьма любопытные вещи. "Старые" директора вовсе не ретрограды. Только 30% из них считают, что рынок сыграл дезорганизующую роль. Около половины убеждены, что реформы благотворно повлияли на них, на способы и методы управления. И новые и старые директора прекрасно осознают роль инноваций в разработке антикризисных стратегий. <BR><BR><B>Седина в бороду</B><BR>Опрос, проведенный Институтом социологии РАН, подтвердил, что основная проблема всех российских предприятий - техническое обновление производства. В Петербурге наибольшая доля инновационных затрат связана с приобретением машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, необходимых при внедрении нововведений. Если добавить к ним расходы на технологическую подготовку производства, опытное производство и испытания, то непосредственно на процессы внедрения новых продуктов и технологических процессов предприятиями расходуется 68,1% затрат на инновации. В то же время на приобретение новых технологий, определяющих перспективы технологического развития (включая патентные и беспатентные лицензии), приходится 1,8% затрат на инновации, на обучение и подготовку персонала и маркетинговые исследования - 1,9%. <BR>Приятно, что многие респонденты отметили приоритет потребностей клиента в выстраивании ассортимента продукции. Однако на деле немногие переносят это понимание в действительность - ведущими по-прежнему считаются подразделения, отвечающие за выпуск продукции. <BR><BR><B>Словами технологии не приманишь</B><BR>Для активного развития инновационной сферы нужны инновационные менеджеры. Их уже начали готовить в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Есть немножко ученых-предпринимателей. Нет венчурной индустрии национального капитала. И понятно, почему нет. Венчурный капитал - это долгосрочный, рисковый капитал, инвестируемый в акции новых и быстрорастущих компаний с целью получения высокой прибыли после регистрации акций этих компаний на фондовой бирже. <BR>Кроме того, риски венчурных инвестиций - это риски предпринимательской деятельности. Нигде в мире они не страхуются.<BR>Директоров надо убедить. Каков максимальный прирост, который дает венчурный капитал? За рубежом в течение последних 10 лет венчурный капитал обеспечивал среднегодовой доход в 15,7%, а самые лучшие фонды обеспечивают прирост капитала до 80%.<BR>Шаг в сторону инноваций начинается с осознания роли человека в этом процессе. Уже появились такие новинки, как "репутационный менеджмент". Все чаще вместо сочетания "человеческий ресурс", "человеческий капитал" используется понятие "интеллектуальный ресурс". Если еще совсем недавно говорили: "выигрывает тот, кто владеет информацией", то теперь выигрывает тот, кто быстро учится и умеет распорядиться накопленными знаниями, и появляется новая наука - управление творчеством. <BR>Более того, по аналогии с High-tech появилось понятие High-human.