00:0007 мая 200100:00
44просмотров
00:0007 мая 2001
Разногласия акционеров ОАО "Беломорско-Онежское пароходство" (БОП) решены тем, что самый крупный акционер - концерн "Орими" избавился от более мелких. Причем так, что последние остались довольны.
<BR><BR>Разногласия акционеров ОАО "Беломорско-Онежское пароходство" (БОП) решены тем, что самый крупный акционер - концерн "Орими" избавился от более мелких. Причем так, что последние остались довольны.<BR>Таким образом, Андрей Нелидов закончил свою миссию в качестве генерального директора по выведению БОП из кризиса. Совет директоров ОАО "Беломорско-Онежское пароходство" избрал его президентом компании.<BR>Это уже не первая смена руководства БОП. Андрей Нелидов пришел в пароходство около года назад. Он был поставлен концерном "Орими", крупнейшим акционером БОП, в качестве "антикризисного" руководителя. Руководству "Орими" после всех потрясений, связанных с убийством Дмитрия Варварина, хотелось уладить трения, возникшие между бывшим генеральным директором БОП Николаем Грачевым и председателем правительства Республики Карелия Сергеем Катанандовым. Власть предъявляла требования по снятию гендиректора. "Прежний гендиректор очень грамотный экономист и хороший менеджер, но в России нельзя заниматься только экономикой, должен быть элемент политики, умение налаживать взаимоотношения между людьми. Вот это в его работе отсутствовало", - объясняет Нелидов. Скандал как раз и был улажен тем, что удовлетворили требования власти и сменили гендиректора.<BR><BR><B>Конфликт интересов</B><BR>Когда Нелидов возглавил пароходство, ситуация характеризовалась скандалами между всеми акционерами. Система управления, которая сложилась на тот момент в БОП, оказалась неэффективной. "Если в АО нет единства интересов и акционеров больше двух - это АО обречено на гибель, - говорит Андрей Нелидов. - Например, я акционер одного общества и другого. В одном на 10%, в другом - на 100%. Моя деятельность в 10% предприятия связана с перевозкой грузов. Я прихожу на собрание и, как акционер, обязан предлагать и голосовать за те решения, которые увеличивают доходность предприятия, например за более высокие ставки фрахта. Потом я иду на фирму, которая, собственно, и пользуется услугами по перевозке грузов, в ней у меня 100%. Там тоже надо соблюдать устав. Но выгоды здесь не может быть, если высокие ставки фрахта в первом АО. Налицо конфликт интересов. Как голосовать? Естественно, акционер голосует там, где у него акций больше. Если такие акционеры собираются - то это тупик. К тому же один из акционеров - государство, которое вообще предлагает "возить всех бесплатно".<BR>Столкнувшись с такой ситуацией, БОП заказал Санкт-Петербургскому государственному университету экономики и финансов выработать рекомендации, как выйти из кризиса. "В результате нам удалось найти взаимопонимание между акционерами, согласиться на создание дочерних компаний и передачу в управление акционерам в обмен на акции нашего пароходства. Таким образом, сформировалась управляемая ситуация", - говорит Нелидов.<BR><BR><B>"Дочки" пошли по рукам</B><BR>На практике это выглядело так. У БОП было четыре крупных акционера - "Карелнеруд" (10%), концерн "Орими" (51%), компания "Дуглас" (10%), государство (20%) и физические лица. <BR>Создается дочерняя компания, в которой в качестве уставного вклада от БОП вкладывается имущество приблизительно на 10% (примерно шесть речных судов "Волгодон"). Но концерн "Орими" создает ее не один. Другой акционер ("Дуглас" или "Карелнеруд") должен внести денежный вклад. Он продает "Орими" свой пакет акций БОП и становится акционером в этой "дочке" с долей 51%. Таким образом, мелкий акционер получил дочернюю компанию, деятельность которой может регулировать. В то же время "Орими" получил свои 10% всего пароходства. Потеряв влияние в двух маленьких компаниях, "Орими" получил влияние в одной большой. "Вся идеология на этом была построена, и теперь это управляемая структура, - подытоживает Андрей Нелидов. - Мы образовали дочерние компании, формируя уставный капитал таким образом, чтобы туда вошли суда, которые соответствуют деятельности акционеров".<BR><BR><B>Свой менталитет</B><BR>Год работы в Республике Карелия позволил петербургскому менеджеру выявить особенности ведения бизнеса в соседнем регионе. "Отличия есть, хотя Петербург, Ленобласть и Республика Керелия находятся по соседству. Специфика, например, в том, что там дается приоритет собственным бизнесменам перед пришлыми. Более того, 5-10 лет назад республика была трудно проходимой для внешнего инвестора. Сперва я категорически считал такую позицию власти заблуждением. Сейчас думаю иначе. Каждой территории присуща своя ментальность. Если бы в Республике Карелия делали как и в Петербурге, то потери были бы очень большие".<BR>Еще одно отличие - значительное вмешательство власти в бизнес. В Петербурге в голову никому не придет, чтобы губернатор созвал совещание АО, установил план выработки продукции, влиял на ценообразование. Там это норма. С одной стороны, это неправильно, с другой стороны, я посмотрел на предпринимателей - им так легче. Уважения к власти там больше, но и вмешательства власти тоже больше, прямого вмешательства, не через налоговые хитрости. Решение кризиса БОП тоже произошло при значительной поддержке со стороны власти. Например, когда Нелидов пришел в БОП, был иск налоговой инспекции на 213 млн руб. Провели суды, переговоры, аудит, и из 213 млн, которые были предъявлены, суд признал 19 млн руб. По соглашению с правительством Карелии долги погашались постепенно. Сейчас БОП полностью рассчитался.<BR>Еще одна проблема: 37 судов, принадлежащих БОП, были переданы в технический менеджмент немецких компаний под обеспечение кредита в размере DEM140 млн, предоставленного БОП банком KFW в первой половине 90-х гг. на постройку новых и реконструкцию старых судов. Деятельность судов в управлении зарубежных компаний была убыточной. "Сейчас из 37 судов кредитно-залоговой схемы все 37 находятся в техническом управлении у нас, то есть сами проводим ремонт и т.д. И 14 из них - в коммерческом управлении, то есть мы управляем этими судами, а доходы от работы этих судов выплачиваем в качестве погашения кредита, взятого 10 лет назад", - объясняет Нелидов.<BR><BR><B>Покой нам только снится</B><BR>"Сегодня в пароходстве нет проблем, которые могут привести его к развалу, - считает Нелидов. - Вот почему теперь к руководству должен прийти хороший технарь - специалист, который хорошо знает портовое хозяйство, судоремонт. Я пришел туда с поста вице-губернатора Ленобласти по лесопромышленному комплексу, хотя имею диплом Института водного транспорта".<BR>Новым генеральным директором назначен Евгений Корюшкин, в последние 3 года занимавший должность генерального директора компании "Петролеспорт", входящей в состав концерна "Орими".<BR><BR><BR><BR>