00:0025 апреля 200100:00
28просмотров
00:0025 апреля 2001
Российский рынок соков, нектаров и морсов приближается к насыщению.
<BR><BR>Российский рынок соков, нектаров и морсов приближается к насыщению. <BR>Темпы его роста замедлились вдвое. Если в течение 2000 года емкость рынка увеличилась на 30-35% ($400-460 млн), то в 2001 году, по прогнозам маркетологов, она увеличится всего на 15-20%. <BR>В 2000 году потребление соков в России составило 600-700 млн литров. Это в 2 раза больше, чем 10 лет назад. Увеличение объема сокового рынка России его участники связывают прежде всего с ростом реальных доходов населения.<BR>Доля продукции отечественного производства в совокупном объеме предложения за последние 2 года увеличилась в 2,5 раза. В начале 2001 года она составила 75%, хотя еще год назад доля была меньше 60%. <BR>Разнообразие ассортимента за тот же период выросло в десятки раз. Всего на рынке представлено более 550 наименований соковой продукции.<BR>По мнению маркетологов крупных соковых компаний, потенциал рынка далеко не исчерпан. Счастливое число для них - 42: именно столько литров сока потребляет каждый житель Германии ежегодно. В России этот показатель пока в 10 раз ниже - около 4 литров.<BR><BR><B>"Чемпион" отстал</B><BR>Производством соков в России занимается около 100 компаний. Более 60% объема продаж контролируют московская компания "Вимм-Билль-Данн" (наиболее популярные марки: J-7, 100% Gold и др.) и петербургское ЗАО "Мултон" (марки Nico, "Добрый сок" и дp.). Далее с большим отрывом идут: ОАО "Лебедянский консервный завод" в Липецкой области ("Тонус", "Фруктовый сад"), липецкий завод "Пpогpесс" (Santal, "Пpивет"), новосибиpский "Нидан-Экофpуктс" ("Чемпион"), Останкинский комбинат ("Сокос"). Остальные производители продают свою продукцию там же, где и производят. Как правило, изготавливается она из свежих ягод, фруктов и овощей предприятиями, владеющими первичной переработкой.<BR><BR><B>Концентрация соков</B><BR>Основные производственные мощности страны сосредоточены в центральных и северных областях страны. В Москве и Петербурге производится около 70% общего объема выпускаемых в России соков. Но ни в Москве, ни в Петербурге предприятий по переработке плодов и ягод нет. <BR>Столичные производители восстанавливают сок из концентpата. Концентрат значительно проще перевозить и хранить, чем свежеотжатый сок. Последний отличает еще один недостаток - короткий срок годности (около 6 месяцев). По этой причине свежие соки не пользуются спросом у дистрибьюторов. И, как следствие, в южных регионах России они представлены больше, чем в северных.<BR>Большая часть концентратов - апельсиновый, ананасовый, гpейпфpутовый, земляничный, вишневый, грушевый, черносмородиновый, виноградный - импортируется. Основные стpаны-поставщики: Бразилия, Израиль, Португалия, Испания, Индия, Китай и страны СНГ.<BR>Отечественное сырье используется для приготовления яблочного и в меньших объемах вишневого, черносмородинового, клюквенного, виноградного соков.<BR><BR><BR><B>Конфликт интересов</B><BR>В 2000 году российское Правительство сделало неожиданный подарок отечественным производителям соков. Подписано Постановление №389 о снижении ставок импортных пошлин на основные виды концентрата для приготовления соков (с 15 до 5-10%).<BR>Производство соков стало более рентабельным. Ведь в стоимости сока доля концентрата составляет примерно 40-60%.<BR>В то же время снижение пошлин огорчило отечественных производителей концентратов. Спрос на их продукцию упал. Как объясняют производители соков, объем производства отечественных концентрированных соков очень мал. Поэтому выгоднее закупить необходимый продукт большой партией у одного импортера, нежели маленькими частями делать заказы по всей России. К тому же в достаточном объеме отечественные переработчики ягод и фруктов производят только яблочный концентрат. <BR>Рассчитывать на отечественное виноградное сырье сокоделам не приходится.<BR>В Ставропольском, Краснодарском краях, где выращивают виноград, его используют в основном для виноделия. И в связи с ростом производства вина на нужды соковой промышленности винограда пойдет меньше.<BR>Но так или иначе производители концентратов собираются в очередной раз обратиться летом этого года к Правительству РФ с просьбой об увеличении ввозных таможенных пошлин до 50% на соковые концентраты, аналоги которых производятся внутри России.<BR><BR><B>Альтернативный подход</B><BR>В условиях дефицита сырья сокоразливальщики научились фальсифицировать товар. Впрочем, не они одни - недобросовестная конкуренция характерна для всей пищевой промышленности России.<BR>Подделка соков, по оценкам специалистов, приносит изготовителям в 2-3 раза большие прибыли, чем реализация качественной продукции.<BR>Самый распространенный способ имитации соков - разбавление водой, добавление искусственных красителей, введение без декларирования сахаров и кислот. В результате таких манипуляций сок превращается в нектар.<BR>Подобного рода махинации вынудили государство с 1 января 2001 года ввести новый ГОСТ на продукцию сокоделов. Теперь производители должны четко указывать на упаковке - сок это или нектар.<BR>Есть ягоды и фрукты, из которых 100%-ный сок не получится никогда. К примеру, из клюквы сок получается слишком кислым, из вишни - густым, в клубнику обязательно надо добавить сахар, иначе она не хранится. Из этого сырья делают только нектар.<BR><BR><B>Незаметные конкуренты</B><BR>По мнению исследователей, введение новых правил маркировки продукции приведет к снижению доли предложения соков в общем объеме соковых напитков. Это соотношение соков и нектаров начало меняться уже с лета 2000 года, когда стало известно о сроке введения нового ГОСТа: январь 2001 года. Но в общем и целом на самом рынке это никак не скажется. <BR>Реальную угрозу для петербургских производителей соков представляют производители минеральных вод и молочные комбинаты. <BR>Последние активно продвигают витаминизированные молочные коктейли на основе сока. И, как говорят розничные продавцы, несмотря на высокую цену (23-25 руб. за литр) люди охотно покупают эту продукцию. Хотя ни активной рекламы, ни каких-либо других методов стимулирования продаж молочные комбинаты пока не предпринимали.<BR><BR>