Издатели и распространители хотят завлекать подписчиков сообща

Сказать, что ситуация с подпиской на петербургском рынке СМИ в кризисе - значит не сказать ничего. Стоимость подписки растет, количество подписчиков неуклонно снижается, а газеты и журналы по-прежнему опаздывают или не доходят вовсе.

<BR><BR>Сказать, что ситуация с подпиской на петербургском рынке СМИ в кризисе - значит не сказать ничего. Стоимость подписки растет, количество подписчиков неуклонно снижается, а газеты и журналы по-прежнему опаздывают или не доходят вовсе.<BR>Журналисты и распространители пока не знают, как исправить положение. Тем не менее тенденцию можно переломить. Хоть крупнейшие игроки рынка СМИ пока не договорились о конкретных шагах, они решили искать выход вместе.<BR><BR><B>Во всем виноват почтальон</B><BR>Доставкой прессы на квартиру или в офис подписчикам занимаются не сами издатели, а фирмы-распространители. Некоторые компании (например издатели газеты "Центр плюс" или справочника "Сатори") содержат собственную службу доставки, но это скорее исключение, чем правило. Большинство издателей пользуются услугами распространителей. На рынке доставки прессы в Петербурге лидируют две фирмы - ООО "Фирма "Курьер" и ООО "Петербург-Экспресс".<BR>У издателей к распространителям множество претензий. По словам маркетолога газеты "Смена" Евгения Ортина, жалобы на качество доставки поступают от подписчиков постоянно. К "Смене" присоединяются "Известия", "Санкт-Петербургские Ведомости", "Предприниматель Петербурга". Стоимость услуг по доставке завышена, считают они, а качество оставляет желать лучшего. "Калькуляция этой услуги совершенно необоснованна, - считает начальник отдела подписки газеты "Предприниматель Петербурга" Нина Слуднякова. - В прошлом году "Петербург-Экспресс" поднял цены почти в 2 раза, но качество не улучшилось - скорее, даже наоборот".<BR>В ответ на претензии распространители напоминают, что и так работают на грани рентабельности. "Чтобы хоть как-то держать цены на приемлемом для редакций уровне, мы всячески стараемся сократить издержки, - рассказывает коммерческий директор фирмы "Курьер" Леонид Ковалев. - Например, чтобы снизить затраты на арендную плату, мы сократили количество опорных пунктов до 15. Раньше их было около 300. Так что если мы повышаем тарифы на доставку, то лишь из-за нынешнего темпа инфляции".<BR>Пытаясь улучшить работу своих курьеров, компания "Петербург-Экспресс" ввела систему коэффициентов качества. Теперь работники, которые доставляет издания без жалоб (их количество учитывается автоматически), получают в 3 раза большую зарплату. Ситуация несколько исправилась, но, как признают руководители компании, кардинально проблема решена не была.<BR><BR><B>Все течет</B><BR>Распространители, в свою очередь, тоже жалуются на проблемы. Например, на большую текучку кадров. Хотя в структуре себестоимости доставки расходы на зарплату составляют около 60%, этого недостаточно, чтобы удержать людей. "Оживает экономика, появляются новые рабочие места, растет спрос на рабочую силу, - говорит коммерческий директор ООО "Петербург-Экспресс" Сергей Воронков. - Люди предпочитают работать полный рабочий день, а мы этого предложить не можем. Да и наши зарплаты, к сожалению, неконкурентоспособны".<BR> "Чтобы доставить газеты подписчикам к 8 утра, мы содержим около 1000 почтальонов, - говорит Леонид Ковалев. - Мы не в состоянии достойно оплачивать труд такого количества человек". Средняя зарплата доставщика в "Курьере" составляет 450 рублей в месяц.<BR>"Можно поднять цены на доставку так, чтобы платить нормально, но тогда снизится подписка и у курьеров не будет соответствующего объема работ, - считает Сергей Воронков. - Маршрут рентабелен, если на нем существует не менее 45 подписчиков".<BR>Есть и другие трудности. Порой курьер не может положить газету в почтовый ящик только потому, что самого ящика нет. Генеральный директор ООО "Ника" Юрий Андреев утверждает, что его компания не может охватить полностью какой-то большой процент подписчиков только из-за плохого состояния почтовых ящиков. Вопрос о неудовлетворительном состоянии абонентского хозяйства нужно решать уже на уровне городских служб, считает Леонид Ковалев. <BR>Существует и иное мнение. В городе разбито так много почтовых ящиков, что в бюджете вряд ли найдутся необходимые деньги на их реставрацию или замену. <BR><BR><B>Замкнутый круг</B><BR>Очередное повышение цен на доставку газет ожидается во втором полугодии 2001 года. Издатели относятся к этому повышению скептически, считая, что распространители вряд ли станут работать лучше.<BR>Строго говоря, дело даже не в повышении цен. "Подписной вопрос" представляет собой запутанный клубок из нескольких проблем, каждую из которых нельзя решать отдельно от другой. Цена услуг на доставку должна быть такой, чтобы бизнес распространителей был рентабельным и не слишком высоким для издателей. <BR>Приемлемые цены можно поддерживать лишь при определенном (достаточно высоком) уровне подписчиков. Чтобы получать хоть какую-то прибыль при снижающихся объемах подписки, распространители будут вынуждены повышать расценки на свои услуги. <BR>Стоимость доставки будет расти, подписчиков станет еще меньше. (Когда в 1997 году петербургские распространители повысили цены на доставку, количество подписчиков городских газет упало почти в 2 раза.) Короче, замкнутый круг.<BR>"Если бы почтальон носил в один дом газеты не одному подписчику, а, скажем, двадцати, это бы изменило ситуацию, - считает Сергей Воронков. - У нас было бы не 550, а 1000 курьеров. У каждого из них маршрут был бы короче (а не 6-7 км, как сейчас) и выше заработная плата. Даже если бы на маршруте почтальона "кучность" была хотя бы в 3 раза больше, это бы в корне решило проблему".<BR>"Основные наши подписчики - люди предпенсионного и пенсионного возраста. Хотя мы и так ужимаем стоимость газет, эти люди уже не в состоянии подписываться на многие издания, - говорит Евгений Ортин. - Если цена станет еще выше, они не смогут подписаться вообще".<BR><BR><B>Где выход</B><BR>Вряд ли повышение цены доставки сможет решить проблему доставки газет. <BR>Выходов не так уж и много. Первый (попроще) - переложить заботу по доставке прессы на плечи самих издателей. Преимущество этого пути в том, что делать ничего не надо. Через несколько лет распространители откажутся от доставки (тем более что уже сейчас это направление бизнеса для них не основное), а издателям придется организовать собственные курьерские службы. <BR>Все другие возможные способы сложнее. Они уже требуют совместных усилий всех заинтересованных сторон, тем более что в увеличении количества подписчиков заинтересованы все. Издателям нужно увеличение тиража, а распространители хотят повысить рентабельность своего бизнеса. Проблема в том, чтобы договориться.<BR>Одну из возможных форм некоторое время назад предложила компания "Петербург-Экспресс" вместе с газетой "Экономика и жизнь". Курьерам и агентам, которые проводят подписную кампанию, выплачивались дополнительные комиссионные. Собравший пакет подписки свыше установленной нормы получал комиссионные в размере 7%, а не 2%, как все остальные. Как утверждают авторы схемы, подобная система очень сильно стимулировала людей. <BR>Многие участники рынка уверены, что необходимо проводить совместные рекламные акции по продвижению самого института подписки. "Информация о подписке зачастую публикуется даже не на первой полосе, а где-то далеко в глубине газеты, в какой-то очень скромной табличке, которую сложно найти. Эту практику необходимо менять", - говорит Сергей Воронков. <BR>Ничто не мешает участникам рынка собрать средства и организовать общую кампанию типа "Не забудь подписаться" или "Подпишись!", не выделяя конкретное издание, считает главный редактор газеты "Вечерний Петербург" Владимир Угрюмов. С ним соглашается и заместитель главного редактора газеты "Невское время" Владимир Соболев. "Мне кажется разумным предложение о социальной рекламе, которая способствовала бы увеличению подписки как явлению", - говорит он.<BR>"Нужно создавать рекламу не каждого издания, а рекламную систему подписки, - уверен директор ЗАО "Санкт-Петербургские Ведомости" Сергей Слободской. - Этот проект не только будет воспитывать культуру потребления, но объединит издателей. Будет создаваться общественная привычка".<BR>Можно попытаться также повысить престиж профессии курьера. На Западе работают школьники, и уже существует масса способов для их привлечения: соревнования курьеров, например. Конкретного выхода издатели и распространители пока не нашли. Впрочем, в том, что нужно находить решение проблемы как можно скорее, уверены все. Поколение, которое привыкло к подписке как к услуге, уходит.<BR>