00:0018 апреля 200100:00
7просмотров
00:0018 апреля 2001
Народная примета гласит, что есть три случая, когда возникает разговор о стратегиях: за 9 месяцев до каких-либо выборов, по весне, в связи с психологическими особенностями вида homo sapience, и самый редкий вариант - в случае осознанной необходимости. Эта
<BR><BR>Народная примета гласит, что есть три случая, когда возникает разговор о стратегиях: за 9 месяцев до каких-либо выборов, по весне, в связи с психологическими особенностями вида homo sapience, и самый редкий вариант - в случае осознанной необходимости. Эта народная примета была озвучена на обсуждении проблем стратегического развития Северо-Запада, организованном Фондом "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". <BR>На очереди - организационно-деятельная игра, которая пройдет 21-26 апреля (подробнее см. на сайте dp.ru/developmentSZ.php3). Если можно так выразиться, массовые игры почти 200 стратегов должны позволить четче прорисовать карту будущего Северо-Запада. <BR><BR><B>Проба пера</B><BR>В пользу зрелости потребности в "стратегировании" свидетельствуют несколько факторов. Один из самых важных - существование долговременных программ развития в регионах Северо-Запада. И хотя качество этих программ сильно разнится, есть образцы, которые довольно успешно реализуются. Одним из лучших примеров такой работы можно назвать карельский вариант.<BR>К слову, многие региональные программы подтверждают правоту народной приметы. Документы перспективного развития были написаны специально под выборы глав регионов. И оказалось, что это не самый плохой повод. Потому что именно эти программы и претворяются в жизнь. Для сравнения: в Петербурге план стратегического развития был востребован администрацией города лишь для получения западных кредитов. Этот повод оказался без будущего. Как только кредиты были получены, о плане сразу же позабыли. Хотя, может быть, причина этого кроется в другом - время стратегий тогда еще не пришло.<BR><BR><B>Время пришло</B><BR>Теперь все чаще и чаще эксперты стали задумываться о движении дальше. Напрашивается следующий шаг: перейти в планировании от уровня региона к уровню округа. Его и сделали региональные эксперты Северо-Запада в начале апреля. К чему же они пришли? Первый и самый понятный для региональных властей вывод заключается в следующем. Бизнес выходит за рамки одного субъекта Федерации, он становится надрегиональным, и, как следствие, возникают конфликтные ситуации. Например, в одном регионе добывается сырье, дальше оно перевозится в другой субъект Федерации, где перерабатывается, а затем экспортируется. При этом финансовые потоки подчас проходят через головную компанию, и территории, где находятся лишь подразделения корпорации, практически не получают налогов в бюджет. Очевидно, если корпорации укрупняются, как ответная мера - необходимо укрупняться и регионам. Не буквально, но согласовывать законодательство, договариваться с корпорациями на условиях, которые бы учитывали интересы всех - и регионов и корпораций. Эксперты отмечают, что увод финансовых потоков не только "обирает" бюджеты, что сказывается на социальной обстановке в регионе, но и препятствует накоплению средств на возобновление тех ресурсов, которые сегодня кормят всех.<BR>Но это частность. Куда более серьезные вопросы возникают при рассмотрении будущего.<BR><BR>Тише едешь...<BR>Невозможно объять необъятное, поэтому эксперты сузили свою задачу предвидения, разбившись на группы по направлениям. Например, "сырьевики" ставили во главу угла добывающий комплекс региона. Основные результаты, полученные в группах, вместе создают довольно целостную картину. <BR>Несмотря на сырьевую особенность формирования большинства субъектов Северо-Запада, будущее округа рисуется в терминах - технополис, инновации, образование. И здесь кроется краеуголный камень дискуссии: как создать предпосылки для того, чтобы доходы от продажи сырья возвращались в инвестиции в образование, в высокие технологии, в предприятия "новой экономики".<BR>Ни у кого не вызывает сомнения, что регион, являясь западной границей между Россией и объединенной Европой, - регион транзитный. Вопрос, что будет перетекать через эту границу в одну и другую сторону: сырье в обмен на "сникерсы" или, например, IT-технологии и продукты глубокой переработки сырья с высокой долей добавленной стоимости.<BR>Отдельно хочется отметить образовательную стратегию. Осознание необходимости поставить образование во главу всей стратегии округа можно назвать свершившимся фактом. Другое дело, что формы и содержание образования должны изменяться, порой кардинально. <BR>От образовательной стратегии будет зависеть сама возможность планировать будущее как Северо-Запада, так и каждого региона в отдельности.