00:0017 апреля 200100:00
20просмотров
00:0017 апреля 2001
Предложение группы администрации Президента по судебной реформе готовы. Какие предложения легли на стол главы государства, рассказывает заместитель руководителя администрации Президента РФ Дмитрий Козак.
<BR><BR>Предложение группы администрации Президента по судебной реформе готовы. Какие предложения легли на стол главы государства, рассказывает заместитель руководителя администрации Президента РФ Дмитрий Козак.<BR>- Как реформа судебной системы затронет арбитраж? Изменятся ли сроки рассмотрения дел?<BR>- Арбитражный суд был и останется.<BR>Справедливости ради надо сказать, что сроки рассмотрения дел в арбитражных судах относительно невелики. Эксперты Совета Европы очень высоко оценивают наши арбитражные суды с точки зрения оперативности. Понятно, что нет предела совершенству. Но очень важно, чтобы скорость была не в ущерб объективности.<BR><BR>- Больше всего проблем возникает, когда суды рассматривают споры за собственность, акции предприятий. В этом случае отсрочка на неделю может оказаться роковой. Может, пора поменять процедуру, арестовывать счета, акции...<BR>- Новый Арбитражный процессуальный кодекс, который принят в первом чтении в Думе, предусматривает комплекс мер по обеспечению иска. Эти меры не должны быть запоздалыми. Здесь действительно необходимы быстрые действия, чтобы истребуемое имущество - ценные бумаги и так далее - не исчезло к тому времени, когда придется исполнять решение.<BR><BR>- Звучали прямо противоположные предложения - упразднить арбитраж, оставив единый судебный орган по всем делам. Другое - наоборот, специализировать суда по трудовым спорам, по акционерной проблематике и так далее. На чем остановилась Ваша группа?<BR>- Работа по выработке предложений о совершенствовании судебной системы была ограничена рамками действующей Конституции. Поэтому предложение об объединении арбитражных судов и судов общей юрисдикции не рассматривалось. <BR>Что касается специализации, то признано целесообразным такую специализацию проводить в зависимости от того, как будет развиваться судебная практика. В рамках действующей судебной системы полезно создавать специализированные коллегии, составы, которые будут вести определенные категории дел. Специализация сегодня уже проводится как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции. В судах общей юрисдикции планируется создать коллегии и даже специализированные суды по административным делам. В арбитражных судах идет специализация по двум направлениям: по спорам, вытекающим из административного права, и по общегражданским спорам. В перспективе могут быть созданы специализированные арбитражные суды по банкротству, поскольку по этим спорам особая процедура рассмотрения дел. Но эти действия не будут производиться немедленно. Сегодня необходимо закончить те мероприятия судебной реформы, которые были намечены еще в 1991 году.<BR>Если мы будем шарахаться из стороны в сторону и не доведем начатое дело до конца, то так ничего и не получится. Поэтому последовательность действий будет такая: сначала принять новый Арбитражный процессуальный кодекс, попытаться максимально унифицировать Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс. Необходимо добиться, чтобы рассмотрение всех споров проходило примерно по одинаковым правилам. Реализовать принципы состязательности и равноправия сторон. Несмотря на то что этот принцип записан в действующей Конституции РФ, мы еще не добились этого на практике. Нужно смягчить ситуацию, связанную с наличием двух инстанций в арбитражном суде субъектов Федерации. То есть предусмотреть возможность разделения этого суда на суд первой инстанции и апелляционный суд. Сделаем эти шаги - можно будет думать дальше. Судебная реформа - это не единовременный процесс.<BR><BR>- Что Вы думаете о месте третейского суда в России? Как работает этот институт сегодня?<BR>- Пока не совсем эффективно. Он не получил в России достаточного распространения, в том числе и потому, что не имеет практически никакого правового регулирования. Хотя во всех странах с развитой рыночной экономикой это основной институт разрешения экономических споров. Самый демократичный институт, вызывающий наибольшее доверие. Рабочая группа Президента Российской Федерации поддержала идею о необходимости создания правовой основы деятельности третейских судов. Закон о третейских судах давно прошел первое чтение в Государственной думе, но дальше процесс не двигается. В ближайшее время должны быть представлены поправки Президента к этому закону, и я думаю, что весной пройдет второе чтение, далее третье, и третейские суды получат правовую основу, которой им очень сильно не хватает.<BR><BR>- Собираетесь ли Вы заниматься рекламой, или, как говорят, пиаром, судебной системы?<BR>- Если дела рассматриваются долго, если люди не верят в справедливость суда, беспристрастность, никаким пиаром доверие к судебной власти не повысить. Только реальной работой, конкретным разрешением тех 10 млн дел в год, которые рассматривает судебная власть, только качеством, оперативностью, справедливостью можно повысить доверие к судебной власти. <BR>И все наши предложения направлены именно на повышение ответственности судов и судей за оперативность, законность, справедливость. Если эти предложения будут реализованы, доверие граждан не заставит себя ждать. Я думаю, что в ближайшие 2-3 года мы ощутим реальные результаты этой работы.<BR><BR>- Какова цена вопроса?<BR>- Буквально на днях у меня было совещание с Министерством финансов, Министерством экономики. На сегодняшний день программа, рассчитанная на 5 лет, оценивается в 55 млрд рублей. Это максимальная цифра - заявка, которая предусматривает, например, создание в каждом районом суде аудио-, видеоконференц-связи и так далее. Понятно, что это не самые первоочередные задачи. Сегодня необходимо отремонтировать все помещения, чтобы потолки не падали; обеспечить достойную зарплату судьям и аппарату судов; обеспечить суды средствами на коммунальные расходы. Все это требует первоочередного финансирования.<BR><BR>