00:0009 апреля 200100:00
4просмотров
00:0009 апреля 2001
Словосочетание "оценка бизнеса" для российского предпринимателя звучит как-то непривычно, по-западному. Даже в сертификатах, выданных специалистами, пишут "Оценка бизнеса" и в скобках поясняют - "предприятия". Зачем же нужны эти "западные штучки" российск
<BR><BR>Словосочетание "оценка бизнеса" для российского предпринимателя звучит как-то непривычно, по-западному. Даже в сертификатах, выданных специалистами, пишут "Оценка бизнеса" и в скобках поясняют - "предприятия". Зачем же нужны эти "западные штучки" российским бизнесменам?<BR>Рассмотрим следующую ситуацию. Три партнера, воодушевленные новой привлекательной для них идеей, объединили свой капитал и зарегистрировали предприятие. Капитал был потрачен на регистрацию фирмы, покупку оборудования, аренду и так далее. Дело пошло, и встал вопрос о расширении. Но капитал для этого предприятие еще не заработало, кредитов не взять, так как бизнес слишком мал и рискован, а закладывать нечего. Партнеры обратились к венчурному инвестору, который согласился предоставить капитал при условии выкупа 51% доли компании. В этот момент еще не возникает потребности в оценке бизнеса, инвестор сделал ее сам, и партнерам можно только согласиться с его оценкой. Допустим, переговоры прошли успешно, и бизнес получил необходимую подпитку для дальнейшего развития. На венчурный капитал закупили оборудование, зарегистрировали торговую марку и стали успешно работать.<BR>В определенный момент бизнес достиг следующей стадии расширения - осуществление крупномасштабных инвестиций для завоевания лидирующих позиций в данном сегменте рынка. <BR>Партнеры, а их теперь четверо (включая венчурного инвестора), приняли решение об осуществлении эмиссии акций для размещения их среди стратегических инвесторов. А венчурный инвестор не против того, чтобы выйти из этого бизнеса. Вот тут-то и возникает необходимость понять, а сколько же стоит бизнес.<BR><BR><B>Практика</B><BR>Примером российского предприятия, которое прошло два первых этапа развития и в настоящий момент рассматривает различные варианты финансирования крупного инвестиционного проекта, может служить ООО "Территориальный межотраслевой промышленно-торговый центр "Темп". Оно является диверсифицированным предприятием, состоящим из нескольких не связанных единой бизнес-цепочкой подразделений. <BR>В настоящее время "Темп" занимается привлечением инвестиций для проекта строительства торгового центра "Заневский каскад" возле станции метро "Ладожская". Прежде чем начинать переговоры с конкретными инвесторами нового проекта, необходимо было произвести оценку существующего бизнеса, причем в разрезе подразделений. Для целей оценки был выбран доходный подход, то есть оценивались приведенные к настоящему моменту будущие денежные потоки предприятия. Так как компания диверсифицированная, то стратегия развития и прогноз по его денежным потокам и операционным рискам делались для каждого подразделения.<BR><BR><B>Слово науке</B><BR>Современный подход в финансовом менеджменте гласит, что для определения ценности каждого подразделения необходимо использовать в качестве ставки дисконтирования процентную ставку, учитывающую рискованность данного направления деятельности предприятия. То есть в нашем случае для каждого подразделения необходимо было рассчитать свою ставку дисконтирования, отражающую его рискованность. <BR>Оценщиками были получены следующие данные:<BR>общая стоимость бизнеса ТМПТЦ "Темп", <BR>оценки стоимости бизнеса в разрезе подразделений, <BR>доли стоимости каждого подразделения в общей стоимости бизнеса (см. таблицу). <BR>Отчет об оценке в первую очередь использовался как инструмент привлечения инвесторов. Ведь бизнес, в который привлекаются инвестиции, стал более прозрачным и абсолютно понятным инвестору, описанным и представленным на известном ему языке. Это, несомненно, облегчит первые этапы переговоров с инвесторами, поможет обратить их внимание на данный проект.<BR>Но интересно, что в данном конкретном случае работа оценщиков имела ряд последствий, не связанных напрямую с главной целью оценки - обеспечением прозрачности бизнеса и привлечением инвесторов. <BR>Когда была получена информация о стоимости каждого подразделения, оказалось возможным сопоставить рыночную стоимость подразделения, определенную с точки зрения будущих доходов, со стоимостью его активов. То есть определить, насколько рыночная ценность каждого бизнеса (кафе, автостоянки и т.д.) превышает размер инвестиций, вложенных в его развитие, или, другими словами, определить эффективность каждого подразделения. В финансовом менеджменте этот показатель называется экономической добавленной стоимостью и используется для оценки эффективности работы предприятия или менеджера. <BR>В нашем случае оказалось, что в структуре предприятия есть подразделения, деятельность которых неэффективна, и предприятие сможет увеличить свою рыночную ценность, если проведет реструктуризацию вплоть до полной ликвидации подразделений с отрицательной экономической добавленной стоимостью.