Здоровая еда - дорогое удовольствие. Как для едоков, так и для производителей

Для России забота о здоровом питании пока не стала насущной необходимостью. Тем не менее людей, которые хотят питаться полезно и правильно, становится все больше.

<BR><BR>Для России забота о здоровом питании пока не стала насущной необходимостью. Тем не менее людей, которые хотят питаться полезно и правильно, становится все больше. <BR>О том, готовы ли петербургские производители удовлетворить потребность горожан в здоровом питании, шла речь на круглом столе в редакции газеты "Деловой Петербург".<BR>Для подавляющего числа потребителей здоровая пища означает лишь более высокую цену. Чтобы охватить как можно большее количество потенциальных потребителей, многие производители продуктов идут на сознательное снижение качества и цены.<BR>"Дешевые продукты сейчас принято называть "социальными", хотя, по сути, это просто продукты низкого качества, - говорит директор филиала ЗАО "Матимэкс" в Петербурге Юрий Трифонов. - Рынок Петербурга насыщен мясными продуктами, значительное количество которых можно назвать мясными лишь условно. Ряд предприятий использует какие-то добавки, достижения химии; в состав может входить даже переработанная свиная шкура".<BR>Нельзя отрицать, что в последнее время появились люди, которые хотят покупать более качественный продукт. Однако это отнюдь не массовое явление. Массовый потребитель зачастую не только ограничен финансово, но и не готов отказаться от своих привычек. Толпы покупателей предпочитают "докторскую" колбасу вареному мясу только потому, что у нее "тот самый вкус".<BR>"Чтобы не загрязнять окружающую среду, мы закупили печи, которые работают на жидких дымах, - рассказывает технолог ООО "Пит-продукт" Елена Карнаухова. - Наши покупатели сразу взбунтовались. Они привыкли есть продукцию, которая коптилась естественным образом. Мы сейчас пытаемся объяснять, что новый способ полезнее, но пока никто не хочет этого понимать". (Когда верстался номер, стало известно, что Елена Карнаухова уволилась из ООО "Пит-продукт".)<BR><BR><B>Губа не дура</B><BR>Существует и другая точка зрения. Она сводится к тому, что интерес к здоровому питанию у массового потребителя неуклонно растет. "Я это вижу на собственном опыте, - убеждает менеджер ЗАО "Время и К" Алексей Платонов. - За 1,5 года работы с пищевыми производствами я кардинально поменял свое отношение к покупке еды. Раньше я покупал то масло или те пельмени, которые были дешевле. Не потому, что мало зарабатывал. Я просто не знал, насколько одни пельмени действительно отличаются от других. Сейчас я совершенно не знаю цен; но всегда смотрю на состав продукта".<BR>С Алексеем Платоновым соглашается и координатор проекта выставки InterFOOD ЗАО "Примэкспо" Анна Семенова. "Другое дело, что компаний, которые производят такие продукты, немного, буквально единицы", - говорит она.<BR> "Интерес к здоровому питанию, безусловно, растет, - подтверждает координатор по связям с общественностью филиала в Петербурге ООО "Кока-Кола Боттлерс Евразия" Елена Лавина. - Потребление питьевой воды, например, за последние год-два выросло в несколько раз".<BR><BR><B>Овчинка и выделка</B><BR>Сегмент рынка здорового питания пока весьма ограничен. Доля людей, готовых тратить деньги на здоровую пищу, не превышает 5% от общего числа покупателей. Многие компании пока не спешат обслуживать столь малочисленный круг потребителей. Чтобы привлечь внимание к новому продукту, нужно гораздо больше времени и усилий, чем при продвижении традиционных товаров.<BR> "Продвижение дорогостоящих пищевых добавок стоит дорого, - говорит заместитель генерального директора ООО "Торговая компания "Текспро" Галина Устинова. - Чем качественнее добавка, тем она дороже и тем сложнее продвижение ее на рынке".<BR>Многие компании считают, что качественный продукт сам себя хвалит. Эта точка зрения себя не оправдала, считает Алексей Платонов. В рекламу все-таки приходится вкладывать деньги, и немалые. <BR>"Последние 1,5-2 года мы начали давать не просто рекламу, а статьи, которые объясняли бы значение натуральных специй, натуральных консервантов, натуральных красителей, объясняли бы пользу специй для здоровья. Такого рода реклама - это десятки тысяч долларов, - продолжает Алексей Платонов. - А если замахнуться на то, чтобы донести информацию до широких масс, с телевидением и широкой печатью, то потребовалось бы увеличить эту сумму в десятки раз".<BR><BR><B>Культуру в массы</B><BR> "У нас была идея - сделать молоко, йогурт или кефир и на упаковке написать полусуточную норму витаминов, - вспоминает менеджер по новым видам продукции ОАО "Санкт-Петербургский молочный комбинат №1 "Петмол" Владимир Трубецкой. - Не получилось. Люди с хорошим, даже большим достатком часто безграмотны в том, чему отдать предпочтение".<BR>Особенность рекламы здоровых продуктов в том, что даже богатый человек может питаться неправильно. Все опрошенные "ДП" предприниматели сходятся в том, что необходима последовательная просветительская работа. <BR>Поскольку россияне утеряли культурные традиции питания, забота о здоровье нации должна проводиться на государственном уровне, считает президент Фонда развития пищевой промышленности "Соевый союз" Юлия Траубе. Этих усилий пока не заметно.<BR>"Если человек не знаком с основами правильного питания, вряд ли он будет питаться правильно", - считает Галина Устинова. <BR>Если же потребитель со средним достатком достаточно образован, то он в состоянии обеспечить сбалансированное питание всей своей семьи. А значит, сегмент рынка здорового питания может вырасти в несколько раз. <BR>Для этого нужно совсем немного - совместные усилия предпринимателей. "Перед нами стоит одна задача - вместе направить вкусы покупателей по тому руслу, которое ведет к оздоровлению нации. - говорит Галина Устинова. - Может быть, тогда генофонд нашей страны будет восстанавливаться".<BR><BR>Все участники круглого стола сошлись на том, что продвижение на рынок новых продуктов требует значительных средств и усилий. Тем более если этот продукт попадает в категорию здорового питания. <BR><BR>Владимир Трубецкой, менеджер по новым видам продукции ОАО "Санкт-Петербургский молочный комбинат №1 "Петмол":<BR>"Для того чтобы вывести на рынок новый продукт, его нужно не просто рекламировать. Нужно доходчиво объяснить все его преимущества. Давать жизнь новому продукту, тем более дорогостоящему, стоит очень дорого".<BR><BR>Юлия Траубе, президент Фонда развития пищевой промышленности "Соевый союз":<BR>"Пропаганда здорового питания может начинаться с защиты рынка от недоброкачественных продуктов. Этим вполне могут заниматься сами производители. Например, в состав Фонда развития пищевой промышленности "Соевый союз" входят шесть крупнейших предприятий, которые вышли на рынок Северо-Запада. На рынке они конкуренты, но в данном случае - стремятся объединить усилия. Ведь одна из задач нашей организации - пропаганда здорового образа жизни и здорового питания". <BR><BR>Ольга Данилова, технолог ЗАО "Роспродтех":<BR>"Донести информацию до потребителя очень сложно. Казалось бы, специализированных журналов по пищевой промышленности достаточно. Однако все они пишут лишь о технологии, оборудовании и маркетинге".<BR><BR>Светлана Василинец, технолог-менеджер АОЗТ "Балтийская группа":<BR>"При продвижении нового продукта много сил и энергии тратится на специализированных выставках. Надо ведь не просто разрекламировать продукт. Надо говорить с каждым покупателем в отдельности, объяснять ему, почему именно этот продукт наиболее полезен".<BR><BR>Алексей Платонов, менеджер ЗАО "Время и К":<BR>"А мне кажется, что можно посмотреть на этот вопрос с другой стороны. Конечно, трудно сразу изменить привычки и взгляды людей, тем более взрослых. Бессмысленно говорить человеку, что, покупая дешевый продукт, он экономит на своем здоровье. Он просто отмахнется. Но если объяснить, что, покупая дешевый йогурт, человек экономит на здоровье своего ребенка, то к этому прислушается любой".