Петербург может PRошляпить 300-летие

Судьба не обделяет Петербург возможностями показать себя всей мировой общественности - Игры Доброй Воли, чемпионат мира по хоккею. Вот и 300-летие не за горами. Хороший шанс оповестить всех о своей туристической привлекательности.

<BR><BR>Судьба не обделяет Петербург возможностями показать себя всей мировой общественности - Игры Доброй Воли, чемпионат мира по хоккею. Вот и 300-летие не за горами. Хороший шанс оповестить всех о своей туристической привлекательности. <BR>Но несмотря на ошибки прошлого (провал или отсутствие PR-кампании чемпионата мира по хоккею), администрация Петербурга еще не приступила к концептуальному продвижению 300-летия города.<BR>Программа по празднованию еще не утверждена. Комитет по подготовке и проведению празднования 300-летия СПб рассчитывает положить на стол губернатора откорректированную программу, а также ее бюджет не раньше 1 апреля. И если 600 проектов не покажутся губернатору, а вслед за ним и Законодательному собранию, первоапрельской шуткой, возможно, в этом году начнется PR-кампания города. <BR><BR><B>Долгие проводы</B><BR>PR-кампания может идти только в контексте программы, а ее в окончательном виде еще нет и будет она, вероятно, не так скоро: конкурс на PR-кампанию комитет сможет объявить не раньше лета, в то время как в перечне поручений Госкомиссии есть пункт о подготовке плана по освещению предстоящего празднования до 1 июня 2001 года. <BR>Между тем губернатором еще не подписаны и распоряжения по использованию символа 300-летия, а также по привлечению внебюджетных средств, на которые председатель Комитета по печати и связям с общественностью Александр Потехин рассчитывает больше, чем на бюджетные. "Нам тяжело использовать заграничный опыт по простой причине: как правило, на это выделяются очень большие деньги, нам такие и не снились. Пока же мы можем довольствоваться малыми формами: в частности, нужно лучше представлять город в Интернете на английском языке", - добавляет он. <BR><BR><B>Город обречен</B><BR>В новой версии программы будет больше обращено внимание на продвижение Петербурга за границей. "300-летие Петербурга в пределах России уже обречено на успех", - уверен Александр Потехин.<BR>Опыт финансирования "обреченного" успеха Петербург намерен перенять у Первопрестольной. "Меня заинтересовал московский опыт фандрайзинга. Вместе с Комитетом 300-летия мы подготовили проект распоряжения губернатора, которое предполагает создание системы спонсорских пакетов. Здесь самое главное - не суетиться и не мелочиться", - рассуждает Александр Потехин.<BR><BR>Ностальгия и пр.<BR>И хотя самой кампании еще нет, в числе первых удачных PR-ходов в Комитете по подготовке и проведению празднования 300-летия Петербурга называют письмо московским петербуржцам, которое губернатор несколько месяцев назад адресовал силовикам, депутатам, министрам и прочим лицам "петербургской национальности". В письме каждому избраннику предлагалось взять под контроль тот или иной объект. "Зов крови" сделал свое дело. В итоге Греф получил Петродворец, Кудрину приглянулись Ботанический сад и Петропавловская крепость, Матвиенко сказала, что "возьмет самое трудное, что останется", т.е. больницу. Полтавченко остановился на Преображенском соборе, Чубайс выбрал строительство новых ТЭЦ. А Кожин взял под свое крыло Константиновский дворец, причем буквально.<BR>"К сожалению, база данных оказалась неполной, - говорит председатель комитета Наталья Батожок. - Мы обратились только к топ-представителям и не учли деловых людей. А в Москве около 30 тыс. московских предприятий, связанных с Петербургом. Московская выставка 300-летия Петербурга показала, что в столице гораздо больше людей, готовых помочь нашему городу. К примеру, в книге отзывов кроме прочих была даже забавная запись: "Я из Туниса, учился в Петербурге. Готов вложить деньги и даю самолет для того, чтобы вы привезли в Тунис конкурс "Петербургская красавица". <BR><BR><B>Туманный Альбион</B><BR>Дела по организации самого празднования обстоят немногим лучше PR-подготовки. Конкурс на идеологию торжества будет объявлен весной. На режиссуру - всего за год до праздника, в то время как опыта управления праздниками такого масштаба в Петербурге нет ни у кого, да и претендентов на это традиционно не так уж много. К примеру, даже на встречу третьего тысячелетия в Петербурге было подано всего четыре заявки. <BR>Впрочем, Наталью Батожок проблема самого празднования волнует меньше, чем подготовка к нему. "Разве у нас нет режиссеров? В Петербурге такие люди не могут не найтись. Сейчас в комитете уже собрано 185 идей от различных коллективов".<BR><BR>Как раскрутить город?<BR>Илья Шамин, директор информационно-аналитического центра "Бизнес-территория":<BR>"Прежде всего нужно изменить позицию города. А она сейчас такая: "Мы бедные, но гордые". Я был в Москве и совершенно случайно попал на выставку 300-летия Петербурга. <BR>Об этой выставке мало кто знал, она нигде не рекламировалась. Да и были на ней преимущественно не инвестиционные проекты, а декоративно-прикладное искусство, стенды с информацией, сколько у нас музеев и т.д. Мне кажется, нужно забыть о ложной интеллигентности и больше говорить о развитии города. Раскручивать город можно было бы, например, рассказывая о знаменитостях родом из Петербурга или известных потомках петербуржцев, купить разворот в New Geografic. Впрочем, все это напрасно, если нет гостиниц". <BR><BR>Вероника Моисеева, генеральный директор агентства "Имиджленд Edelman PR":<BR>"Очевидно, что город красен не словами, а делами. Но слова о делах также немаловажны. Город - это тоже товар, и он должен быть представлен как качественный товар. Поэтому нужно и важно рассказывать о хорошем в жизни города. Бесспорно, Петербург - один из самых красивых городов России; да что там России - мира, и об этом необходимо говорить. Но чтобы не создавать безжизненную картину города-музея, следует говорить и о его современном лице. О его нынешней жизни и его нынешних жителях, о тех положительных чертах, которые присущи современному Петербургу, о его перспективах. При этом не следует замалчивать и проблемы, поскольку информационная открытость - один из залогов привлекательности города. Чтобы замечать хорошее, нужно понять и плохое. Кроме того, умение решать проблемы - качество, которое красит не только человека, но и город". <BR><BR>Лазарь Залманов, заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО "ЛОМО":<BR>"Любой продукт, который продвигается на рынок, имеет свои положительные и отрицательные стороны. У Петербурга гораздо больше положительных сторон, поэтому у нашего города почти неограниченные возможности. Но для продвижения нужны три вещи: воля, деньги и профессиональные люди, а таких в Петербурге и в России много. И, конечно, этим должны заниматься не чиновники. Но прежде всего нужно сформулировать цели этого продвижения. Вот, например, история чемпионата мира по хоккею не говорит о том, что там PR не было: чемпионат совпадал по времени с выборами губернатора. Видимо, цели сделать так, чтобы Петербург прогремел на весь мир, не было".(Н.У.)<BR>