Корпорации закидывают учебные сети

Традиционная система образования не успевает за развитием экономики.

<BR><BR>Традиционная система образования не успевает за развитием экономики. <BR>Тут на помощь традиционным методам обучения приходит сетевое образование. Понятие сетевого образования не имеет ничего общего с Интернетом, хотя новейшие технологии активно используются в обучении. По информации компании Corporate University Xchange, специализирующейся на анализе данных в области корпоративного образования, число таких университетов за последние 10 лет увеличилось с 400 до 1600. Если сложившаяся тенденция сохранится, то к 2010 году корпоративных университетов станет больше, чем обычных.<BR><BR><B>Призрак вышел </B><BR>Зачинателями сетевого образования выступают крупные компании, создавая так называемые корпоративные университеты. Сеть в данном случае - отделения и представительства корпораций в разных городах и странах.<BR>Подобные университеты есть в таких компаниях, как Coca-Cola, General Electric, Motorola. Крупнейшим корпоративным университетом мира считается подразделение IBM Global Learning. В его составе - свыше 3400 преподавателей в 55 странах. В университете IBM прошли переподготовку 126 тысяч сотрудников компании. Интерес IBM к сетевому образованию вызван тем, что фирма ежегодно принимает на работу более 25 тысяч новых служащих. Всех их необходимо адаптировать к работе в новых условиях.<BR>И хотя основная задача корпоративных университетов - обучение персонала компании, сейчас заметна тенденция к привлечению студентов со стороны. По данным Corporate University Xchange, около 25% бюджетов сетевых университетов формируется за счет продажи образовательных услуг "на сторону".<BR><BR><B>Корифеи</B><BR>В России создание учебных заведений при крупных заводах началось в 30-е годы. СССР должен был ускоренно подготовить специалистов для всех отраслей народного хозяйства. Такой кузницей кадров и стали втузы - высшие технические учебные заведения. "Система втузов пришла к нам c Запада", - говорит 1-й проректор Санкт-Петербургского института машиностроения Юрий Зубарев. За границей эту систему называют интегрированной, или еще проще - сэндвичем. Учеба чередуется с практической работой на предприятии. Отсюда и название.<BR><BR><B>Образовательная поросль</B><BR>Появляющиеся на российской сцене образования новые корпоративные университеты пока не имеют такого размаха, как их советские предшественники. В "Университете Би Лайн", который открыла компания "ВымпелКом", учится пока 45 сотрудников компании. Содержание собственного университета обходится примерно в 5 раз дешевле, чем организация обучения в сторонних бизнес-школах. В год "ВымпелКом" тратит на "Университет Би Лайн" около $50 тысяч.<BR>Созданием Корпоративного сетевого университета озабочено сейчас ОАО "Северсталь" (см. "ДП" №11/2001) совместно с Центром стратегических разработок "Северо-Запад". Подразделения "Северстали" располагаются в различных регионах России. В подобных компаниях всегда существует проблема корпоративной культуры. "Чтобы развиваться как единый механизм и достигать общих целей, мы должны обеспечить единство культуры работников внутри компании", - говорит генеральный директор ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов. Центр Корпоративного сетевого университета будет находиться в Череповце. Сначала решено создать пилотные группы из сотрудников "Северстали". Обучение начинается в марте 2001 года.