Элитной мебели много не бывает

В Петербурге более 600 производителей мебели. Несмотря на это, спрос на мебель остается неудовлетворенным. Основные участники этого рынка - малые предприятия - не могут определить, чего же хотят покупатели.

В Петербурге более 600 производителей мебели. Несмотря на это, спрос на мебель остается неудовлетворенным. Основные участники этого рынка - малые предприятия - не могут определить, чего же хотят покупатели.<br>По исследованиям, проведенным Санкт-Петербургским центром поддержки предпринимательства при участии Фонда Евразия, в 2000 году мебель планируют приобрести 69% петербуржцев. 42% горожан хотят купить кухонную мебель и 33% - мягкую. Более половины желающих купить мягкую мебель мечтают о мягком уголке и диване-кровати. Последнее вообще характерно для покупателей с не очень высокими доходами. Они одной покупкой обычно убивают сразу двух зайцев, приобретая сидячее и спальное места "в одном флаконе".<br>По результатам тех же исследований, желающих обновить спальню набирается не более 5%. То же самое относится к детским и гостиным. Тем не менее, согласно прогнозам исследовательской компании "Гортис", наметившееся изменение структуры мебельного рынка будет усугубляться.<br>Объем продаж кухонь, столов, стульев, спален и кроватей, при изготовлении которых большей частью используются отечественные материалы, увеличится. А реализация мягкой мебели сократится не только в относительных, но и в абсолютных величинах.<br><br>Советы папы Карло<br><br>Производители мебели в Петербурге редко ориентируются на предпочтения покупателей при разработке новых продуктов и формировании своей ассортиментной политики. "Часто бывает, что директор производит оценку рынка следующим образом: "Мне это нравится, на рынке такой мебели нет, а значит, это будет пользоваться спросом". И начинает выпуск продукции.<br>Но предложение не всегда порождает спрос, а для раскрутки новых дизайнерских идей требуются рекламные кампании с большими бюджетами, ориентированные на изменение мировоззрения потребителя, считает менеджер по информационным проектам Санкт-Петербургского центра поддержки предпринимательства Ирина Зуйкова.<br><br>Цена - не главное<br><br>Парадокс, но факт: при выборе мягкой мебели и кухонь покупатели среднего достатка смотрят сначала на удобство и дизайн, а лишь потом на цену. Что интересно: имя производителя практически не играет роли - покупают не брэнды, а комфорт. Петербуржцы проявляют поразительное сходство вкусов при выборе мягкой мебели: 70% покупателей предпочитают светлые пастельные тона с ненавязчивым рисунком.<br>Названия обивочной ткани почти не идентифицируются покупателями, однако при опросе непосредственно в мебельных салонах выяснилось, что подавляющему большинству (около 48%) нравится флок, только 18% указали на жаккард.<br><br>Сезоны продаж<br><br>Период с января по май большинство продавцов мебели называют "периодом застоя". Однако паники по этому поводу никто не выказывает: такая картина повторяется ежегодно, и специалисты называют ее сезонными колебаниями. Огромная любовь россиян к праздникам - Новый год, Рождество, 8 Марта - истощает семейные бюджеты. Поэтому основная торговля для мебельщиков начинается только мае. Но уже к середине лета она сходит на нет. Люди разъезжаются по дачам и курортам.<br>Следующий всплеск происходит осенью, когда отдохнувшие и полные сил потенциальные покупатели по-новому смотрят на свою старую мебель и нередко в пылу страсти избавляются от нее и, соответственно, приобретают новую.<br><br>Чего хочет клиент<br><br>Если мебель не покупают даже в период высокого, по обыкновению, спроса, то производитель или продавец невольно задает себе вопрос: а может быть, мебель не та?<br>По опросу производителей выяснилось: решить, что же производить, - самая больная проблема.<br>Образы идеальной мебели в умах покупателей носят расплывчатый характер и на практике часто не соответствуют тем моделям, которые они в итоге покупают.<br>Покупатели мебели - люди загадочные и в основном сами толком не знают, чего же они хотят. "Бывает, присядет клиент на зеленый диван, посидит-посидит и скажет: "Нет, неудобный". Потом походит, присядет на точно такой же, но красный и говорит: "А этот мне нравится". Вот потом и думай, от чего зависят вкусы потребителей", - сокрушаются продавцы мебели.<br><br>Спроси потребителя<br><br>Если мебель не очень дорогая, то лучший способ "маркетингового исследования" - производить экспериментальные образцы. Малым предприятиям в силу их мобильности это не очень сложно: не надо перестраивать все производство. Выставив, например, новый диван, продавцы спрашивают посетителей, что им нравится в нем, что нет и почему. В дальнейших разработках дизайнеры учитывают результаты опросов.<br>Примерно так же поступают и некоторые производители дорогой мебели.<br>"Мы сразу делаем 10-15 моделей и по продажам смотрим, какие образцы пользуются спросом. Это накладно, но себя оправдывает. В конце концов неудачную модель можно продать по себестоимости", - объясняет Сергей Мороз, директор компании "Мороз".<br><br>Журналы мод<br><br>Те, кто выпускает мебель для обеспеченных клиентов, не могут себе позволить тратиться на эксперименты, так как каждый образец довольно дорогой. Тут на выручку приходят выставки и зарубежные мебельные каталоги.<br>Производители дорогой мебели считают, что вкусы обеспеченных петербуржцев соответствуют европейским. "Наша практика показывает, что руководствоваться европейскими аналогами при создании новой модели можно. В 2000 году мы планируем увеличить производство мебели на 40%", - с гордостью говорит Сергей Супонин, генеральный директор ООО "Сумо".<br><br>Элитарный подход<br><br>У каждого продавца мебели свои критерии "элитности", и это вносит некую неразбериху в отношения с отечественными производителями.<br>Массовый потребитель тем временем покупает что подешевле. Привередливый клиент жаждет импорта. Торговля пытается угодить и тем и этим.<br>"Все в мире относительно, - говорит Сергей Будайтис, генеральный директор ООО "Интерпроект". - Для российского потребителя элитной является просто импортная, чаще всего итальянская, мебель, хотя в Европе аналогичная мебель не считается элитной. Наши клиенты - а мы продаем мебель в 10 городах России - выдвигают одно общее условие: обстановка квартиры или коттеджа должна быть произведена не в России. Поэтому с отечественной мебелью для частных клиентов мы не работаем и не планируем работать.<br>Некоторые дизайнеры высказывают мнение, что элитной мебели в России пока нет. Такую мебель делают всего несколько десятков фабрик, которые находятся в основном в Италии, единицы - в Германии и Англии. Пессимисты считают, что в ближайшие 5-10 лет такая мебель в России не появится, потому что вряд ли найдет своего потребителя из-за невероятно высокой цены.<br>Прогнозы, как известно, дело неблагодарное. Стоит заметить, что элитное производство как раз и не требует массовости.<br>Клиент хочет получить индивидуальный заказ, поэтому на складе такой мебели быть не может. Удел заказной мебели - жесткая торговля и высокие цены".<br>Мебель отечественного производства, по мнению продавцов, даже близко не приближается к понятию "элитная".<br>По словам Владимира Плохих, заместителя коммерческого директора ООО "Торговый дом "Вита", его фирма работает с мебелью элитного класса швейцарских, голландских, итальянских, немецких поставщиков. И исключает отечественных производителей по одной простой причине: нет предложений, которые соответствовали бы по уровню качества и дизайна тем стандартам, которые предъявляются к элитной мебели.<br>Хотя в советское время была мебель, которая и сейчас выглядит достаточно привлекательно, - так называемый русский модерн. Но те традиции производства не нашли сегодня последователей.<br>Деловой Петербург № 141 (22.09.2000, Пятница)