Потребность в дополнительных знаниях дает возможность заработать вузам

Разнообразие программ дополнительного образования, предлагаемого петербургскими вузами, достаточно велико. Руководители институтов делают ставки на краткосрочное обучение.

<BR><BR>Разнообразие программ дополнительного образования, предлагаемого петербургскими вузами, достаточно велико. Руководители институтов делают ставки на краткосрочное обучение. <BR>"Удельный вес длительных программ, в том числе и получение второго диплома, будет сокращаться в общем объеме образовательных услуг. Потребность в краткосрочном образовании постоянно увеличивается, это связано и с отсутствием времени у людей, и с необходимостью получить конкретные, определенные знания по узкой теме, где не надо начинать с азов", - прогнозирует заместитель председателя Комитета по образованию администрации Петербурга Александр Горшков. <BR><BR><B>Бизнес-подход в выборе программ </B><BR>При выборе программ, по которым открывают последипломные формы, ректоры оценивают спрос, проводят анализ рынка. При выявлении потребности в определенных знаниях руководители вносят изменения в "классические" продукты. Например, они могут включить новую специализацию в рамках существующей специальности. <BR>В Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (ИМИСП) при оценке целесообразности открытия новой программы сначала проводят краткосрочные семинары объемом 12-20 академических часов. Это своеобразное тестирование рынка. А затем решают, можно ли преобразовать программу в более длительную либо лучше встроить дополнительный блок в традиционный курс. <BR>"Каждая программа имеет самостоятельный бюджет, за формирование и исполнение которого отвечает project-manager. Чтобы проект был рентабельным, необходима дифференциация на всех стадиях "создания ценности" программы", - говорит директор отдела маркетинга ИМИСП Дмитрий Павлов. <BR>"Выбор программ определяется платежеспособным спросом и рентабельностью курса. То, что вузы предлагают, должно быть конкурентоспособным", - считает директор Международной школы менеджмента "ЛЭТИ-Лованиум" Александр Янчевский. <BR>Высшая экономическая школа Университета экономики и финансов (ВЭШ), оценивая целесообразность новых программ, использует методики, которым обучает. "Под каждую программу формируется смета и назначается директор и исполнительный менеджер. Выделяется бюджет на программу по существующим нормативам оплаты. При этом учитывается доля, отчисляемая на развитие самой школы. Таким образом, в нашей организации применяются принципы и инструменты управленческого учета и бюджетирования", - делится опытом директор школы Валентин Галенко. <BR><BR><B>Специальное предложение </B><BR>Негосударственные вузы охотно включаются в совместные программы с государственными, престижными высшими учебными заведениями. Так, Международный банковский институт (МБИ) проводит программы профессиональной переподготовки и второго высшего образования совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) и Московским государственным университетом экономики, статистики, инфортакого обучения выпускники получают диплом МБИ и университета. А Балтийский институт политики, экологии и права направляет выпускников в аспирантуру в Университет экономики и финансов (СПбУЭФ). <BR>Негосударственное образовательное учреждение Санкт-Петербургская академия права и бизнеса считается полнопрофильным, осуществляющим принцип непрерывного образования. Оно объединяет в своем составе учебные заведения разного уровня: от прогимназии, гимназии, лицея до института и парусной школы. <BR><BR><B>Краткость - сестра бизнеса</B><BR>Многие учебные заведения проводят наряду с краткосрочными семинарами, основанными на "выжимке" из традиционных программ, и разовые семинары на специальные темы. <BR>ИМИСП, основной деятельностью которого является разработка и реализация образовательных программ в области менеджмента, читает семинары для сотрудников нефинансовых подразделений компаний или для руководителей и персонала маркетинговых служб. <BR>Факультет повышения квалификации и переподготовки инженерно-педагогических кадров Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций (ФППК СПбУТ) проводит преимущественно краткосрочные курсы продолжительностью 2 недели и 3-5-дневные семинары по более чем 100 темам, касающимся всех аспектов современной связи, включая экономику и английский язык. Ежегодно обучение здесь проходят около 1000 человек из компаний - региональных телекоммуникационных операторов и связисты различных ведомств. <BR><BR><B>Корпоративные клиенты</B><BR>Вузы пристально следят за потребностями в обучении сотрудников крупных и средних компаний. По мнению декана факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Валерия Катькало, если компания ежегодно отправляет трех сотрудников на обучение, то это уже корпоративный клиент. <BR>Так, одна треть оборота ВЭШ приходится на корпоративных клиентов.<BR>ИМИСП предлагает корпоративным заказчикам модульные программы. Их особенностью является возможность комбинирования требований заказчика и оригинальных методик обучения, разработанных институтом. Состав, форма, продолжительность и место проведения программ определяются ими совместно. <BR>"Необходимо различать отношения с традиционными партнерами, контакты с которыми при запуске новой программы сводятся к определенному набору полуавтоматических процедур, и с основными партнерами, где существенным представляется сама постановка обучения, налаживание формата взаимоотношений. Нередко после переговоров потенциальный заказчик ограничивался направлением своих сотрудников на программы, предлагаемые в вечернее время", - говорит директор отдела маркетинга ИМИСП Дмитрий Павлов. <BR><BR><BR><B>Оптимальный размер</B><BR>У вузов нет единого стандарта по количеству слушателей в группах. Некоторые заведения проводят курсы для пяти человек, а другие ждут, пока наберется 25. Но нередко спрос на заявленный курс оказывается выше, чем предполагалось, и вуз не ограничивает набор в группу, даже если от этого страдает качество обучения.<BR>Более строго относятся к численности групп в государственных вузах. Например, на факультете менеджмента СПбГУ программы профессиональной переподготовки предполагают чтение лекций малыми потоками (не более 50 слушателей). Часть специальных дисциплин читается в группах до 30 человек. Сам декан факультета Валерий Катькало считает цифру 10 оптимальной для того, чтобы обеспечить индивидуальный подход.<BR><BR><B>МВА </B><BR>Все чаще руководители и специалисты компаний стремятся получить диплом по программе "Мастер делового администрирования" (МВА), обучаясь в российских учебных заведениях. <BR>Вузу, открывающему программу МВА, необходима аккредитация. Интересно, что форма преподавания МВА - вечерняя, дневная, открытая, сетевая - не влияет на качество диплома, то есть в нем не будет отмечено, каким образом велось обучение. Все определяется весомостью читаемых предметов и авторитетом заведения.<BR>Программа МВА рассчитана на 1-2 года. Европейские школы укладываются в 1, американцы осиливают МВА за 2 года. "Срок зависит от интенсивности программы и количества предметов. В американском случае двухгодичное обучение объясняется и тем, что время для написания диссертации выделяется отдельно. То есть один семестр - подготовка, один - написание. В европейских школах обучение и написание диссертации идут параллельно", - поясняет менеджер по образованию за рубежом компании "Интеллект - Тур" Екатерина Антонова. <BR>Высшая школа управления и финансов Санкт-Петербургского технического университета открыла программу профессиональной переподготовки высшего уровня по программе МВА, но выпуска по этой программе еще не было. Магистерская программа МВА в Международном банковском институте реализуется совместно со Стокгольмским университетом по специальности "банковское дело и финансы". Срок обучения - 1,5 года. <BR>ИМИСП проводит занятия по программе МВА с 1996 года, а ВЭШ реализует международную российско-французскую программу МВА со сроком обучения 20 месяцев. <BR>Первый выпуск в этом году запланирован и на факультете менеджмента СПбГУ. <BR><BR><B>Для дела и для души</B><BR>По мнению опрошенных "ДП" вузов, из всех экономических и управленческих программ для специалистов самыми популярными и востребованными уже несколько лет оказываются "бухгалтерский учет и аудит", "менеджмент", "государственное и муниципальное управление". В последнее время спрос смещается в область информационных технологий, логистики, юриспруденции. <BR>В то же время появился интерес и к таким дисциплинам, как "психология", "искусствоведение". Люди, стремящиеся получить дополнительное образование по этим предметам, делают это не ради нынешней или будущей работы, а для себя. Таким образом, уже появился тип потребителей, получающих профессиональные знания и навыки "для души". По мере укрепления экономики таких людей будет все больше. <BR>И вузам придется учитывать этот сегмент рынка образовательных услуг.(У.А.)