00:0022 февраля 200100:00
14просмотров
00:0022 февраля 2001
Почему банки не могут инвестировать в Россию?
<BR><BR>Почему банки не могут инвестировать в Россию?<BR>На заседании круглого стола "Банковские и финансовые учреждения в инвестиционном процессе", организованного в рамках Международной конференции "Инвестиции-2001", заместитель председателя ЦБ Георгий Лунтовский сказал, что объем ежедневных операций на мировых финансовых рынках составляет около $2 трлн, и почему эти деньги не идут в Россию - знают все.<BR>"Если не удается занять денег у других - попробуйте посмотреть в своих карманах". Именно эту древнюю мудрость могли использовать в качестве эпиграфа к своим выступлениям участники круглого стола.<BR><BR>Игорь Артемьев, депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам:<BR>"Составляющими источниками промышленных инвестиций являются собственные средства предприятий и кредитные ресурсы. При этом возможность привлечения последних в значительной степени определяется стоимостью и сроком их предоставления. Следовательно, для осуществления долгосрочного кредитования промышленности банки должны обладать устойчивыми и дешевыми "длинными" пассивами, существенную часть которых могут и должны составлять средства населения.<BR>Для этого необходимо ужесточить доступ к банковской тайне, ввести институт гарантирования вкладов. Это позволит вернуть доверие вкладчиков к банковским сбережениям. Необходимо увеличить прозрачность банковской системы, для чего нужно перейти к международным стандартам бухгалтерского учета с одновременным совершенствованием надзора ЦБ.<BR>Одним из ключевых условий развития банковских инвестиций в стране является увеличение собственных средств кредитных организаций. Решение данной задачи позволит российским банкам иметь необходимый уровень показателей банковской деятельности как по объему, так и по качеству проводимых операций и, соответственно, успешно конкурировать на международных рынках банковских услуг. В настоящий момент по размеру капитала крупнейшие банки России значительно уступают даже относительно небольшим западным банкам.<BR>И еще. Во всем мире национальный рынок открывают для широкого доступа иностранного капитала тогда, когда он уже достаточно полно сформировался. Поэтому, в силу слабости банковской системы России, допуск иностранных банков на российский рынок должен осуществляться с ограничениями. <BR>Благоприятный инвестиционный климат является одним из необходимых условий поступательного социально-экономического развития любого государства. Приток капитала способствует количественному и качественному росту экономики, создает дополнительные рабочие места, приносит новые технологии, способствует улучшению состояния платежного баланса. Все это в конечном счете повышает уровень жизни населения. При этом в банковском секторе инвестиционный климат стимулирует как приток капитала непосредственно в банки, так и инвестирование последними полученных средств в промышленность".<BR><BR>Сергей Сусеков, вице-президент ЗАО "Банкирский Дом "Санкт-Петербург":<BR>"Для сохранения Россией статуса великой державы необходимо сохранить лидерство в четырех областях: электроника, ядерная, ракетно-космическая и авиационная техника. Во втором эшелоне находятся машиностроение, автомобилестроение, отрасли инфраструктуры. Но состояние этих отраслей критичное. Износ ОПФ составляет 50%, доля оборудования со сроком службы более 15 лет - около 50%. 13% железных дорог выработало свой ресурс. На продленном ресурсе работает 70% парка самолетов, 60% судов транспортного флота списано.<BR>Необходима глубокая реструктуризация экономики. Оценочно для этого требуется в течение 20-25 лет $100 млрд ежегодных частных и государственных инвестиций, что может обеспечить среднегодовой прирост ВВП на 5%. Ведущим предприятиям каждой отрасли требуется $50-100 млн средне- и долгосрочных инвестиций.<BR>В 1999 году внутренние инвестиции составили около 22% к уровню 1991 года. Частные прямые иностранные инвестиции с 1993 года - всего $10 млрд (в 2000 году - $4,5 млрд), что соответствует 8-10% вывезенного из страны капитала.<BR>МВФ и Мировой банк профинансировали российские проекты на сумму $25 млрд, что также не покрывает потерь от бегства национального капитала и инвестиционные потребности страны.<BR>Где находятся ресурсы для инвестиций? То есть где источники и точки роста? Сбережения населения - $70 млрд. Капитал частных лиц и компаний в оффшорах - $150 млрд. Капитал финансовых центров, идущий в развивающиеся страны, - $670 млрд. Капитал развивающихся и новых индустриальных стран (ЮВА, Ближний Восток) в финансовые центры - $600 млрд. Собственность Царской России, Императорского двора, Русской Православной Церкви, золото и другие активы, находящиеся за рубежом, - $150 млрд. Депозиты физических лиц, отчисления от прибыли на развитие - $30 млрд. Теневой оборот - $40 млрд.<BR>Необходимо улучшение инвестиционного климата страны, переориентация потоков капитала, идущего из мировых финансовых центров в развивающиеся страны. Нужна стратегия конкурентной борьбы за эти средства. Большинство российских бизнес-планов имеют необоснованно очень высокую расчетную доходность инвестиционных проектов. Они профессионально плохо подготовлены и обоснованы, имеют плохой менеджмент реализации. Кроме того, на их пути стоят высокие налоги, сотни согласований в кабинетах чиновников.<BR>Реальные риски в стране выше, а доходность ниже. Именно поэтому иностранные инвесторы ограничиваются зондированием, а российские - небольшими капиталовложениями.<BR>Консервативный иностранный капитал в Россию не пришел по двум причинам: спекулятивный кредитный рейтинг страны, закрытость компаний.<BR>Что нужно делать? Создать систему региональных ЦБ и оставлять значительную часть средств, находящихся на корреспондентских счетах коммерческих банков (КБ), в регионах. Уменьшить размер налогообложения прибыли КБ, что стимулировало бы снижение стоимости кредитного ресурса.<BR>"Запустить" национальный рынок синдицированного кредитования. Ссуды в размере $50-100 млн КБ выдавать не могут. Но объединившись в синдикат и выделив $1-5 млн в рамках своей доли в нем, банки смогут участвовать в финансировании крупных проектов. В целях расширения практики синдицированного кредитования в стране следует изменить инструкции ЦБ в части уменьшения резервирования по таким ссудам, сокращения отношения ссуды на одного заемщика к капиталу банка с 25 до 5%.