00:0021 февраля 200100:00
97просмотров
00:0021 февраля 2001
Протекционистские меры, предпринятые Россией в 1999-2000 годах в поддержку отечественных металлургических заводов, подорвали бизнес заготовителей лома меди и алюминия. Но вторичный металл, собираемый ими, на заводы страны так и не хлынул.
<BR><BR>Протекционистские меры, предпринятые Россией в 1999-2000 годах в поддержку отечественных металлургических заводов, подорвали бизнес заготовителей лома меди и алюминия. Но вторичный металл, собираемый ими, на заводы страны так и не хлынул. <BR>Установленные крупными заводами-переработчиками закупочные цены (на 40% ниже мировых) вынуждают заготовителей лома цветных металлов "играть по своим правилам". Они выискивают возможности простейшей переработки сырья и экспортируют металл под видом сплавов или готовой продукции. Достигается это чаще всего с помощью примитивных технологий переплавки в полукустарных условиях либо на арендованном оборудовании в простаивающих цехах заводов. <BR>Экспортеры металлолома, обложенные со всех сторон запретами, используют различные пути нелегального или полулегального экспорта вторсырья, например, по схемам временного вывоза для переработки за рубежом или под видом других экспортных позиций. Последний барьер, возведенный Правительством РФ на пути экспортируемого металла, - Приказ ГТК РФ №1219 от 27.12.00, запретивший экспортировать металлолом иным транспортом, кроме морского (см. "ДП" стр. 8). <BR>Это очередная попытка поставить экспорт под контроль государства. Даст ли она ожидаемые плоды, пока неясно. Силовые методы борьбы с нежелательными экономическими тенденциями и вообще с теневой экономикой часто приводят к появлению новых схем нелегального получения прибыли и переделу собственности. Российский рынок металлолома как раз из тех, где угрозы и запреты со стороны Правительства и исполнительной власти субъектов Федерации оказались бессильны. <BR><BR><B>Особая значимость петербургского лома</B><BR>Вице-губернатор Петербурга, председатель Административного комитета Михаил Михайловский отмечает особую остроту проблем в сфере оборота металлолома и значение их решения именно для Северной столицы как крупнейшего промышленного центра, транспортного узла и морских ворот России. Экспорт металлов и металлоизделий занимает одно из ведущих мест в общей структуре экспорта Петербурга. (Только за 9 месяцев 2000 года на его долю пришлось $484,1 млн из $1610 млн общего объема вывезенных товаров.) В свою очередь, в структуре экспорта металлов важное место по стоимости принадлежит цветным металлам, и прежде всего алюминию. <BR>В Петербурге в последние годы наблюдалось оживление деятельности предприятий цветной металлургии. Например, в 1,5 раза по сравнению с уровнем кризисного 1998 года вырос объем производства в ОАО "Красный Выборжец". По сообщению коммерческого директора завода Сергея Богданова, объем экспорта завода достигает $300-500 тыс. в месяц. Главная экспортируемая продукция - латунный пруток и сплавы меди, в том числе и хромистая бронза. <BR>В то же время экспортеры нижнего уровня - заготовители цветного лома и кустарные переработчики заметно снижают темпы роста промышленности, предпочитая из-за более высоких закупочных цен сбывать вторичное сырье за рубеж. <BR><BR><B>Отсутствие реакции рынка</B><BR>Предприимчивость экспортеров-заготовителей оказалась настолько эффективной, что даже в конце 2000 года, когда Государственная дума приняла закон о запрете экспорта цветного лома до 2005-го, на внутреннем рынке Петербурга цены почти не изменились. Закон еще не принят: в январе 2001 года Президент вернул его обратно в Думу "на доработку". Экспортеры могут по-прежнему не обращать внимания на спрос со стороны внутреннего потребителя, ориентируясь на иностранного покупателя и цены Лондонской биржи металлов. <BR>Позиция заводов в отношении лома остается непреклонной: в 1999-2000 годах цены на него менялись незначительно (+-20%), объемы закупок металлического вторсырья оставались стабильными. Все же в феврале этого года произошло некоторое повышение закупочных цен на цветной лом по сравнению с ценами августа прошлого года. Операторы рынка объясняют рост сезонной надбавкой "на снег". <BR><BR><B>Под пресс или в теневой бизнес</B><BR>Государству выгоднее отстаивать интересы именно крупных переработчиков. Кроме экономических причин считается, что последних легче контролировать хотя бы потому, что их меньше. <BR>Численную проблему "игроков" на рынке сбора и переработки металлолома, по всей видимости, предполагается решить с помощью новых условий лицензирования - установлением определенных требований к наличию оборудования. Одним из условий станет стоимость перерабатывающего оборудования, которым располагает заявитель, - не менее $1 млн. Очевидно, что в этом случае нижний "слой" кустарных переработчиков вместе с заготовителями металлолома будет отсечен. <BR>Понятно, что такая перспектива не устраивает ни тех ни других. В Петербурге насчитывается более 500 пунктов приема металлолома. Иван Пузынин, директор ООО "Петровив", которому принадлежит около 70 пунктов приема лома, считает, что введение высоких таможенных пошлин и принятые правовые акты противоречат осуществлению прав свободного предпринимательства - предприятия малого бизнеса буквально вытесняются с этого сектора рынка. Кроме того, государство оказывает медвежью услугу и крупным отечественным производителям, которые в условиях отсутствия жесткой конкуренции не будут стремиться к повышению качества выпускаемой продукции.<BR><BR><B>Правовая инициатива </B><BR>Регулирование оборота металлолома приходится рассматривать и с позиции борьбы с экономическими правонарушениями. Начальник 7-го отдела Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД СПб и Ленобласти Александр Власов характеризует криминальную обстановку в сфере оборота лома как очень напряженную. <BR>В Административно-правовом комитете администрации Петербурга утверждают, что с учетом принятия последних законов можно считать, что нормативная правовая база по регулированию оборота лома цветных металлов в основном создана, хотя работа по ее совершенствованию продолжается. <BR>Губернатором Петербурга Владимиром Яковлевым направлен на имя Президента России проект президентского указа, суть которого сводится к временному предоставлению права осуществлять деятельность в сфере заготовки, переработки и реализации лома исключительно государственным и муниципальным предприятиям. В нем также предлагается увеличить таможенные пошлины на экспорт цветных металлов до 80%.