Инвесторы озабочены инфраструктурой

Существует множество рецептов скорейшего вовлечения России в мировое экономическое сообщество. Форум "Инвестиции-2001" пытался заинтересовать инвесторов новыми проектами Северо-Запада России.

<BR><BR>Существует множество рецептов скорейшего вовлечения России в мировое экономическое сообщество. Форум "Инвестиции-2001" пытался заинтересовать инвесторов новыми проектами Северо-Запада России. <BR>Насколько это удалось и что необходимо делать, рассказывает заокеанский гость - начальник отдела России и стран СНГ Департамента торговли США Джек Броугер.<BR><BR>- Какие неудобства испытывали участники прошедшего форума?<BR>- На форуме отличный организационный комитет и хороший подбор выступающих и тем для круглых столов. Но есть две жалобы. Первая - все круглые столы начинались в одно время. Я хотел принять участие в нескольких, и, уверен, многие люди тоже. Второе - серия длинных речей в первый день. Можно было сделать интереснее: выступление - дискуссия, выступление - дискуссия. Тем не менее, что касается сути, она была прекрасна. То, что я слышал от российских предпринимателей 7 лет назад, и то, что я услышал сегодня, отличается в лучшую сторону.<BR><BR>- Вы приехали на форум в качестве гостя, или были запланированы какие-то рабочие встречи?<BR>- В Петербурге я общался с членами Торгово-промышленной палаты США. Пытался передать представителям американских компаний те оттенки нового, которые проявляются в новой администрации в Вашингтоне. Также для меня было важно услышать, какие успехи достигнуты представителями американского бизнеса и с какими сложностями они сталкиваются.<BR><BR>- Не могли бы Вы остановиться на этом подробнее?<BR>- Например, мы обсуждали деятельность Светогорского целлюлозно-бумажного комбината, в который инвестировано несколько сотен миллионов долларов. Производство развивается успешно, существенно вырос экспорт. Но компания рассчитывает на увеличение объемов продаж в России. Кроме того, на ЦБК озабочены вопросами модернизации инфраструктуры на Северо-Западе России - железных и автомобильных дорог.<BR><BR>- Это указывает очередное направление американских инвестиций?<BR>- Есть одна компания, которая рассматривает возможность вложения средств в строительство автомобильной дороги типа highway. Я не думаю, что мне целесообразно раскрывать все карты. Пока идет детальное обсуждение стоимости, источников финансирования, возможного участия региональных властей. Подобные проекты особенно сложны, так как требуют многочисленных контактов с чиновниками, длительного согласования, и потому больше относятся к длительной перспективе. Больше ничего сказать не могу.<BR><BR>- Были ли у Вас личные встречи во время работы форума? Каковы их результаты?<BR>- Только несколько неформальных встреч с отдельными бизнесменами, в том числе краткий диалог с заместителем председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Мы планируем продолжить разговор в Москве. Кроме того, я общался с вице-губернатором правительства Ленинградской области мистером Двасом и председателем комитета по внешнеэкономическим и международным связям правительства Ленобласти мистером Нарышкиным. На этой встрече я упомянул о проекте прохождения таможенного досмотра, который называется Clean pocket. Эту программу планируется запустить между американским Западным побережьем и российским Дальним Востоком. С помощью Clean pocket можно пропускать грузы через таможню за 2-3 дня в противовес обычным 8-10.<BR><BR>- Вы говорили об этом с представителями властей Ленобласти. Может ли этот проект получить какое-то развитие на Северо-Западе?<BR>- Люди, которые работают над проектом Clean pocket, уже имели контакты с представителями правительства Ленобласти и СЗТУ. Власти Ленинградской области проявили вежливый интерес, а таможенники заинтересованы в развитии этого проекта. Собирая информацию на ввозимые товары с помощью компьютера, они могут проверять эти товары на выборочной основе вместо тотального контроля. Это позволит действовать более оперативно, фокусируя внимание только на тех грузах, с которыми могут возникнуть определенные проблемы.<BR><BR>- Запланированная встреча в Москве с представителями ФКЦБ - это ваш интерес к российскому фондовому рынку или инициатива российской стороны?<BR>- Они заинтересованы в развитии российского фондового рынка. Нам тоже важно, чтобы представители американских компаний могли более активно принимать участие в его работе.<BR><BR>- А что мешает сейчас?<BR>- Недостаток уверенности в защищенности прав акционеров. Но мы видим четкую заинтересованность представителей России в улучшениях. И мы можем этому поспособствовать. Например, существует план российско-американского комитета по развитию бизнеса по разработке единого кодекса делового поведения, уже разработан проект. Пятеро представителей России уже прошли стажировку в Вашингтоне и готовы работать с российскими компаниями. Мы готовы начать консультации, в которых примут участие представители российских и американских компаний, ФКЦБ.<BR><BR>- Многие российские компании стоят значительно ниже, чем аналогичные европейские предприятия. С чем это связано?<BR>- Общая депрессия экономики.<BR><BR>- А может, нежелание показывать свою реальную стоимость государству?<BR>- Вероятно, в некоторых случаях так и есть. Но я верю, что многие компании уже находятся в переходном состоянии перед прыжком на новый уровень, где они заинтересованы в повышении собственной ценности. Одно из условий - обеспечение большей прозрачности. И для государства, и для потенциальных инвесторов. Даже в США компании предпочли бы быть прозрачными для инвесторов и закрытыми для государства. Но это невозможно.