00:0021 февраля 200100:00
7просмотров
00:0021 февраля 2001
Интеграционные процессы, происходящие в Содружестве независимых государств (СНГ), привели к необходимости государственного регулирования единого информационного пространства СНГ.
<BR><BR>Интеграционные процессы, происходящие в Содружестве независимых государств (СНГ), привели к необходимости государственного регулирования единого информационного пространства СНГ. <BR>Концепцию формирования единого информационного пространства участники Союза независимых государств составили в 1996 году. Для ее успешной реализации было решено развить нормативно-правовую базу взаимодействия в информационной сфере; повысить эффективность информационного взаимодействия; укрепить социальные и культурные связи; защитить национальные интересы в сфере информации и информатизации.<BR><BR><B>Этапы</B><BR>Процесс формирования единого информационного пространства делится на два этапа. Первый этап (1996-1997 гг.) предусматривал проработку правовых, технических и организационных вопросов информационного взаимодействия стран СНГ и органов Содружества. На втором этапе (1998-2000 гг.) предполагалось обеспечить широкий доступ граждан, органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности к национальным информационным ресурсам и мировым информационным фондам. В качестве источников финансирования концепция предусматривала бюджеты межгосударственных органов, развивающих информационные системы, средства, получаемые в рамках программы технического содействия по международным программам; средства негосударственных организаций, коммерческих структур, общественных фондов и т.д. <BR><BR><B>Проблемы</B><BR>Однако в полной мере концепция не реализована. Причиной послужило то, что страны Содружества сильно отличаются в сфере внутренней политики. При формировании единого информпространства эти противоречия проявились в полной мере. <BR>Например, 10 октября 2000 года Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания принял решение о вынесении официального предупреждения всем украинским радиостанциям, ретранслирующим "Русское радио". Решение приняли на основании того, что украинское законодательство запрещает ретрансляцию программ иностранных радио и телекомпаний. Горсовет Львова к тому моменту фактически принял к исполнению Постановление "О защите звуковой среды в г. Львове", представляющее собой запрет трансляции русскоязычных музыки и песен в общественных местах. Под запретом оказались практически все русскоязычные музыкальные радиостанции.<BR>В декабре 1998 года на территории Башкирии действовал запрет на трансляцию авторских программ Сергея Доренко (ОРТ) и Николая Сванидзе (РТР). Позднее Минюст РФ все же признал незаконность подобного запрета. Тем не менее некоторое время на территории Башкортостана вещание этих программ было запрещено. А ведь СМИ давно признали одним из важнейших элементов информпространства. <BR>Подобные конфликты между странами, внутри стран между представителями прессы и властями усложняют интеграцию. <BR>Готова упасть на голову часть материальной базы "информационного пространства". Семь из 11 спутников связи РФ выработали свой ресурс, и возможен их массовый выход из строя. <BR><BR><B>Мировая тенденция</B><BR>Наиболее развитые страны - США, Канада, Япония, Германия, Франция, Англия, Италия давно осознали всю важность существования единой структуры информационного обмена. В феврале 1997 года на Международной конференции Всемирной торговой организации 69 стран подписали Соглашение о либерализации рынка связи. В качестве основного предложен принцип конкуренции, свободного выбора инфраструктуры связи и информатизации для поставщиков услуг. <BR>Такой подход вполне оправдан для стран с уже полностью сформировавшейся рыночной экономикой. Но Россия и СНГ пока выступают лишь потребителями западного рынка информационных технологий - программное обеспечение, сети, оборудование имеют, как правило, импортное происхождение. Такое подчиненное положение ставит под угрозу информационную независимость стран Содружества. <BR><BR><B>Уже договорились</B><BR>Пока высокопоставленные государственные мужи разрабатывают судьбоносные документы, те, кому нужно, успешно работают без всяких концепций. Телекоммуникационные компании самостоятельно договариваются между собой, телефонная связь с другими странами СНГ функционирует удовлетворительно. Телевещательные компании тоже решают проблемы с вещанием сами. Глобальные компьютерные сети изначально защищены от всяческих технических и политических воздействий, им не страшна даже ядерная война. (А.К., О.Ш.)<BR><BR><B>Определение</B><BR>Единое информационное пространство это совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющая на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам. При этом необходимо достичь максимально полного удовлетворения их информационных потребностей на всей территории государства (государств) при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета.<BR><BR><B>Объекты </B><BR>Информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.<BR>Информационная инфраструктура - организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации. <BR>Обеспечивающая часть - научно-методическое, информационное, лингвистическое, техническое, кадровое, финансовое обеспечение.<BR>Информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; системы средств массовой информации.