00:0019 февраля 200100:00
13просмотров
00:0019 февраля 2001
Каждый менеджер мечтает о том, чтобы управлять каким-нибудь грандиозным проектом - этим определяется его профессиональный уровень.
<BR><BR>Каждый менеджер мечтает о том, чтобы управлять каким-нибудь грандиозным проектом - этим определяется его профессиональный уровень.<BR>Петербург регулярно пытается реализовать что-нибудь великое, однако зачастую эти попытки превращаются для организаторов в пытку. Среди наиболее крупных и нашумевших бизнес-идей - строительство кольцевой автомобильной дороги (КАД).<BR><BR>КАДы ты катишься?<BR>У городской администрации к таким затеям подход деловой. Как и положено, сначала они создали специально под проект акционерное общество, которое выступило заказчиком, затем начали ждать, когда же появится инвестор. Деньги ему предполагалось вернуть за счет коммерческого использования трассы. <BR>Инвестора на $1 млрд не нашлось. Однако городских управленцев это не смутило, и теперь инвестором выступают федеральный и местный бюджеты. А самим строительством КАД займется не акционерное общество, а ГП "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга Министерства транспорта РФ".<BR>Закончить его планируется к 2003 году. Однако основная проблема - не деньги. Надо не просто построить 60 км трассы, но в сжатые сроки провести инвентаризацию земель и решить вопросы с собственниками недвижимости.<BR>Как раз на переговорах с собственниками строители могут "обломать зубы". При строительстве первого участка КАД у Выборгского шоссе в районе трассы стояли два дома, в которых жили всего пять семей. Однако их расселение оказалось трудной задачей. Как только люди узнали о проекте, они стали прописывать к себе родственников и отказываться от жилья, предоставляемого взамен. В конце концов народ расселили, но на переговоры с ними потратили несколько месяцев.<BR>Вообще же в зоне трассы будет не пять домов, а гораздо больше, и успех при строительстве первого участка - еще не показатель. В качестве одного из вариантов решения предлагался "областной" проект магистрали. В этом варианте 63% территории, по которой пройдет дорога, принадлежит Ленинградской области. На областных землях располагается меньше собственников, с которыми могут возникнуть проблемы. Но "грамотные" менеджеры выбрали другой вариант. Примерно 70% земель, по которым пройдет КАД, находится в ведении Петербурга. Сколько здесь собственников, менеджеры сказать затрудняются.<BR><BR><B>ЗаСаДа для инвестора</B><BR>Подобных проблем пытаются избежать организаторы ОАО "Западный скоростной диаметр", которое выступает заказчиком строительства одноименной трассы. В 2000 году губернатор Владимир Яковлев распорядился прекратить договорные отношения с арендаторами объектов недвижимости, расположенных в границах коридора западного скоростного диаметра (ЗСД). Кроме того, ОАО "ЗСД" уже получило "под трассу" шесть пятен в Приморском районе. Там планируется построить торговые и сервисные комплексы, несколько АЗС и жилой массив. Право пользования землей площадью 142 тыс. м2 в течение 49 лет было внесено в уставный капитал ОАО. Компания может передавать эту землю в субаренду для привлечения инвестиций.<BR>Несмотря на помощь губернатора, строительство ЗСД затягивается. Инвесторов привлечь практически невозможно. Вложения достигают $2 млрд, а трасса будет строиться около 20 лет.<BR><BR><B>27 убытков</B><BR>Суперпроектом городской администрации стали пешеходные зоны. Из тех, что на слуху - дворы Капеллы, Малая Садовая и Малая Конюшенная улицы. В ближайшее время должно появиться еще два десятка территорий (всего 27). <BR>В создании пешеходных зон есть два пути. Первый - экономически оправданный развитием прилегающей территории. Будущая пешеходная зона привлекательна для инвесторов, которые вкладывают средства в ее создание. Стоимость жилья и встроенных помещений резко повышается, а затраты быстро окупаются. Второй вариант - "для галочки". В этом случае неважно, будет улица оживленной или нет. Так, зона между Среднеохтинским и Большеохтинским проспектами не нужна никому. Жильцы соседних домов активно протестуют против ее создания. Инвесторы - владельцы ларьков - деньги в благоустройство вкладывать не собираются. <BR>Мотивы создания зон могут быть другими. В прошлом году "Независимая газета" описала свой вариант "истории с зонами". В 1996 году мэр Петербурга утвердил перечень проектов по созданию пешеходных зон. Инвестиционно-тендерная комиссия передала заказ Николаю Ботке, владельцу завода по производству мостовой плитки. Тот, получив на счет своей фирмы - ЗАО "БИК" $1260 тыс., заключил договор с фирмой "Строительная корпорация "Северный путь", на то же самое благоустройство, но уже на сумму $424 тыс. Владелица "Северного пути" оказалась главным бухгалтером ЗАО "БИК". Круг замкнулся, деньги исчезли, резюмирует газета. <BR><BR><B>Кар-кар-карнавал</B><BR>К крупным проектам, которыми собираются гордиться петербургские управленцы, относятся и карнавалы. Директор Царскосельского фонда развития культуры Игорь Гаврюшкин считает главной проблемой финансирование. "Мало найти средства, - говорит он. - Надо разработать такой механизм, чтобы проект был интересен для инвесторов". Несколько лет подряд Игорь Гаврюшкин организует Царскосельский карнавал. Теперь он замахнулся и на Северную столицу. Петербургский карнавал запланирован на май нынешнего года.<BR>Организационные проблемы - не основные, продолжает главный "карнавальщик". Лучшее управленческое решение пришло из бизнеса. Большая корпорация дробится на несколько компаний, которые управляются эффективно. "На празднике в Кельне один карнавальный комитет курирует более сотни карнавальных обществ. Им и даются на откуп гулянья на разных площадках. Когда карнавал - сложившаяся годами традиция, то нет необходимости объяснять каждому, что надо делать. Мы стоим в самом начале пути и нам надо формировать традицию. Если "прививка" карнавалом получится, то в следующем году можно будет сделать "укол", - смеется Игорь Гаврюшкин.