Новые рекомендации налоговой службы по НДС

МНС РФ выпустило три больших документа с разъяснениями положений второй части Налогового кодекса — по налогу на добавленную стоимость, акцизам на минеральное сырье и налогу на доходы физических лиц.

<b>МНС РФ выпустило три больших документа с разъяснениями положений второй части Налогового кодекса — по налогу на добавленную стоимость, акцизам на минеральное сырье и налогу на доходы физических лиц.</b><br>Все они заслуживают тщательного изучения. Но сегодня наиболее актуальным является разъяснение норм по НДС: Приказ МНС РФ от 20.12.2000 №БГ-3-03/447 «Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Рекомендации).<br>Приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.<br>Он действительно дает ответы на многочисленные вопросы, возникающие у налогоплательщиков с введением части 2 НК РФ. Рассмотрим наиболее существенные из них. <br><br><b>Кто освобождается от уплаты НДС</b><br>Впервые в рекомендациях по применению ст. 143 НК четко сформулировано, что от обязанности налогоплательщика по НДС освобождаются организации-юридические лица, которые являются субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (в соответствии с федеральным законом от 29.12.95 222-ФЗ). Освобождаются также организации — юридические лица и индивидуальные предприниматели, не образующие юридических лиц, — перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход (за исключением тех случаев, когда организация выполняет обязанности налогового агента: ст. 161 НК Российской Федерации).<br>Индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Причем, индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками налога с 1 января 2001 года, необходимо учитывать, что налог принимается к вычету только по товарам (работам, услугам), приобретенным и оплаченным после 1 января 2001 года. Суммы налога по товарам, приобретенным до 1 января 2001 года, к вычету не принимаются и учитываются в составе их покупной стоимости.<br><br><b>Порядок освобождения</b><br>Механизм освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС предусмотрен ст.145 НК. Он является абсолютно новым и вызывает определенные трудности, поскольку положения статьи изложены недостаточно четко и понятно. Этот недостаток устраняют Рекомендации.<br>В них, в частности, разъясняется (пункт 2.8), что налогоплательщик может получить первое освобождение от обязанностей по уплате НДС с 1 апреля 2001 — на основании данных о деятельности организации или индивидуального предпринимателя за январь-март 2001 года. Таким образом, все налогоплательщики в течение 1 квартала 2001 года предоставляют налоговую декларацию и уплачивают налог — по итогам за каждый месяц, но не позднее 20-го числа, следующего за ним (ст. 174 Кодекса).<br>Важно помнить, что ограничение на освобождение от НДС по выручке (1 миллион рублей за три календарных месяца в совокупности) должно соблюдаться для любых трех месяцев, идущих подряд в течение всего срока освобождения. Организация может претендовать на такое освобождение при соблюдении указанных условий в любом месяце года (не позднее 20 числа).<br>Допустим, организация желает получить освобождение от НДС, начиная с мая. Для этого она должна подать заявление и соответствующие документы не позднее 20 мая, причем налоговая база, исчисленная в установленном порядке за февраль, март, апрель не должна превышать 1 миллиона рублей.<br>Но остается открытым вопрос, в какой именно момент месяца у налогоплательщика, подавшего заявление до его 20 числа, возникает право на освобождение от исполнения обязанности по исчислению и уплате налога. Ведь в соответствии с пунктом 5 ст.145 НК налоговые органы могут рассматривать заявление в течение 10 дней и вынести решение об отсутствии права на освобождение.<br><br><b>Налогооблагаемая база</b><br>При рассмотрении объекта налогообложения необходимо учитывать, что НДС облагаются не только операции, которые являются прямым объектом налогообложения, но и другие показатели, которые дополнительно включаются в налогооблагаемую базу.<br>Так, при определении облагаемого оборота необходимо руководствоваться не только ст.146 «Объект налогообложения» но и ст.162 НК «Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)». Данные вопросы достаточно подробно освящены в пунктах.3 и 42 методических рекомендаций.<br><br><b>Место реализации</b><br>К сожалению, довольно поверхностно в Рекомендациях рассмотрены такие понятия как «место реализации товаров» и «место реализации работ (услуг)» при разъяснении ст.147 и 148 НК.<br>С 1 января 2001 года, если местом реализации товаров (работ, услуг) признается территория РФ, хозяйственные обороты подпадают под налогообложение. И таким образом в торгово-финансовые отношения со странами СНГ вносятся существенные изменения. <br>В условиях нынешнего законодательства товары, экспортируемые за пределы государств-участников СНГ, освобождаются от НДС. Следует отметить, что согласно ст.13 федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» новый порядок налогообложения реализации товаров (работ, услуг) на территории государств-участников СНГ начнет действовать с 1 июля 2001 года. <br><br><b>Расходы, принимаемые к вычету из доходов</b><br>Применяя главу 21, особенно важно помнить, что в ней уже не используется понятие «издержки производства и обращения», которое было предусмотрено Законом о налоге на добавленную стоимость. В главе 21, поясняющей расчет НДС, теперь используется аналогичное по содержанию понятие «расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций».<br>Важно учитывать и то, что в исчислении за период до вступления в силу главы «Налог на доходы организаций» (проектируемой, но еще не принятой законодателями), для применения налоговых вычетов следует продолжать руководствоваться «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 №552.<br><i><b>Светлана Ломакина, главный бухгалтер ЗАО «Аудиторская фирма «КОНСАЛТ»</b></i>