Михаил Шемякин: "Скульптуру для Петербурга я не делаю принципиально"

Неожиданно для себя и других Михаил Шемякин стал автором новой концепции, декораций и костюмов к балету "Щелкунчик", премьера которого пройдет 12 февраля в Мариинском театре.

<BR><BR>Неожиданно для себя и других Михаил Шемякин стал автором новой концепции, декораций и костюмов к балету "Щелкунчик", премьера которого пройдет 12 февраля в Мариинском театре.<BR>Ставить же в Петербурге скульптуры Шемякин пока зарекся. И скульптура Щелкунчика появится не в Петербурге, а в Берлине. <BR>Шемякин разговаривает с кисточкой в руках, украдкой макая кисточку в краски: "Я оттачиваю те детали, которые еще можно выполнить в течение 2 дней". Несмотря на то что сами декорации не показываются до премьеры, на рисунках можно угадать длинноносых и курносых людей и насекомых в расшитых камзолах. И много масок.<BR><BR>- Откуда такая любовь к "Щелкунчику"? <BR>- Это любовь к Гофману. Допустим, я, как художник, обожающий метаморфозы, больше люблю его "Золотой горшок", "Крошку Цахеса" или "Выбор невесты". Но шальная мысль сделать по Гофману спектакль никогда мне в голову не приходила. Я всегда отказывался от многочисленных "театральных" предложений. Не могу себе позволить такой роскоши (исключение - спектакли с Полуниным и Адасинским в Эрмитажном театре и Венеции, а также постановка "Носа" в 1967 году - ее арестовали вместе с масками). Скульптура - физически изнуряющая работа. Согласился на "Щелкунчика" лишь потому, что Валерий Гергиев предложил создать новую концепцию, совершенно другое произведение. Основная просьба Гергиева была - освободиться от сусальности и перевести спектакль из разряда детских утренников в серьезный балет. Знаете такой анекдот: "Родитель держит ребенка за шиворот и говорит: "Еще что-нибудь разобьешь, поведу тебя на "Щелкунчика"!". "Щелкунчик" стал уже наказанием. <BR><BR>- Почему спектакль готовился так долго - 2 года? <BR>- Я не ожидал, что придется столкнуться с такими трудностями. <BR>Сложность в том, что я впервые пытался воскресить дух Гофмана - он отсутствует в предыдущих постановках. А их было очень много. Я посмотрел все, что только можно, выписал по Интернету видеокассеты от Братиславы до Токио, объездил много стран Европы, заказал уйму книг, были созданы специальные громадные альбомы с вырезанными материалами. Мне было предложено сделать этот спектакль за 2 месяца - то, что обычно здесь и делается и что меня совершенно не устроило. И с большим шумом, хотя мы с Валерием Гергиевым в очень дружеских отношениях, я откладывал премьеры (3 раза. - Н.У.). Не думаю, чтобы в Петербурге кто-нибудь так работал. Обычно говорят: костюмчики из этой книжки, фонарики - из этой. Тяп-ляп, и готово. А у меня от больших бутафорских вещей до вилки и колбасы - все делалось мною. <BR><BR>- В декорациях Вы использовали какие-то новые материалы?<BR>- Почти ничего. Я противник нововведений, которыми кишмя кишат все сцены, поэтому спектакль выполнен в традиционных материалах. Картины, дерюга, обман, который должен быть сделан так артистично, чтобы зритель поверил, что это правда. В этом вся прелесть. Исключение - некоторые элементы бутафории, которые отливались в Америке из специального пластика, который здесь известен под названием стеклопласт, но там он более усовершенствован, менее опасен и более гибок. Он очень широко используется в Америке для театров и современной скульптуры. Кроме того, я не мог доверить чужим рукам лепить очень многие сложные вещи, поэтому они выполнялись у меня в мастерской, а отливались на фабриках. Недавно из Америки прибыли два контейнера этой бутафории, сейчас ее раскрашивают. 10 макетов декораций тоже делались в Америке моим ассистентом, замечательным художником Андреем Войтенко. Но костюмы шились здесь. По сути, все деньги, которые я получу за спектакль, были истрачены на материалы, необходимые для работы, - таков мой метод.<BR><BR>- Появятся ли скульптуры по "Щелкунчику"?<BR>- Скульптуры уже сделаны и раскрашены. Даже вышла книжка по "Щелкунчику". Вот первый экземпляр! Мне его только что прислали. Одних деревянных персонажей я сделал около 12 штук (по 70-80 см) - для того, чтобы я сам увидел, как каждая фигура будет выглядеть в пространстве. Скульптур Щелкунчика (больше всего я работал над его маской) - 3. Со временем Щелкунчик будет исполнен в бронзе и, вероятно, появится в Берлине. Сейчас я работаю над проектом для Германии "Мир Гофмана". И в этом "мире" появятся многие скульптурные объекты спектакля. <BR><BR>- Разве Щелкунчик не будет поставлен и в Петербурге?<BR>- Для Петербурга я ничего не делаю принципиально. Пусть сначала они восстановят мой памятник архитекторам, построившим Петербург. Отпиленные детали найдены, но они в таком состоянии! Зная "дружелюбное" ко мне отношение определенных правящих и художественных кругов, я специально сделал внутри стальные толстенные тросы, которые держали все конструкции. Поэтому варварская работа проделана очень профессиональными бригадами. А для Москвы я делаю памятник "Дети - жертвы пороков взрослых". Он откроется 14 июня в Международный день трагедии детей - здесь я уже не имею права ничего откладывать. Кроме того, я работаю для Лондона. Уже отливается многофигурная композиция памятника Петру I. Фигура стоячая, очень высокая. С голландской трубкой и подзорной трубой, в треуголке и камзоле. Она будет стоять возле самого глубокого места Темзы. Там, где Петр I впервые ступил на землю Англии, - 15 минут от центра Лондона.<BR><BR>- А как Вы относитесь к петербургской пластике?<BR>- Я только недавно узнал о памятнике Александру Невскому. Знаю, что Зураб Церетели готовит вам много подарков. Я за то, чтобы скульптуры вставали! Но в том числе и наших великих соотечественников, работы которых украшают Париж и Лондон. Это Цадкин, Липшиц, Габо, Орлова. В Петербурге вообще нет ни одной современной скульптуры в отличие от Парижа, который чуть старше Петербурга, но не видит в ней ничего зазорного. Зазорно, когда такие преступники от архитектуры, как Харченко и компания, начинают разрушать город и его архитектуру. Одна из самых страшных вещей, которые ими готовятся, - это снесение Преображенских казарм и попытка выстроить сталинские небоскребы с подземными гаражами вокруг Троицкого собора, который может рухнуть. Я был в Кремле по этому поводу. Положил на стол помощнику Президента все документы, которые мне передала петербургская интеллигенция. Рассказал, что человек, выступавший против этого, Морголис, был после своего выступления жестоко избит.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.