00:0008 февраля 200100:00
40просмотров
00:0008 февраля 2001
Неожиданно для себя и других Михаил Шемякин стал автором новой концепции, декораций и костюмов к балету "Щелкунчик", премьера которого пройдет 12 февраля в Мариинском театре.
<BR><BR>Неожиданно для себя и других Михаил Шемякин стал автором новой концепции, декораций и костюмов к балету "Щелкунчик", премьера которого пройдет 12 февраля в Мариинском театре.<BR>Ставить же в Петербурге скульптуры Шемякин пока зарекся. И скульптура Щелкунчика появится не в Петербурге, а в Берлине. <BR>Шемякин разговаривает с кисточкой в руках, украдкой макая кисточку в краски: "Я оттачиваю те детали, которые еще можно выполнить в течение 2 дней". Несмотря на то что сами декорации не показываются до премьеры, на рисунках можно угадать длинноносых и курносых людей и насекомых в расшитых камзолах. И много масок.<BR><BR>- Откуда такая любовь к "Щелкунчику"? <BR>- Это любовь к Гофману. Допустим, я, как художник, обожающий метаморфозы, больше люблю его "Золотой горшок", "Крошку Цахеса" или "Выбор невесты". Но шальная мысль сделать по Гофману спектакль никогда мне в голову не приходила. Я всегда отказывался от многочисленных "театральных" предложений. Не могу себе позволить такой роскоши (исключение - спектакли с Полуниным и Адасинским в Эрмитажном театре и Венеции, а также постановка "Носа" в 1967 году - ее арестовали вместе с масками). Скульптура - физически изнуряющая работа. Согласился на "Щелкунчика" лишь потому, что Валерий Гергиев предложил создать новую концепцию, совершенно другое произведение. Основная просьба Гергиева была - освободиться от сусальности и перевести спектакль из разряда детских утренников в серьезный балет. Знаете такой анекдот: "Родитель держит ребенка за шиворот и говорит: "Еще что-нибудь разобьешь, поведу тебя на "Щелкунчика"!". "Щелкунчик" стал уже наказанием. <BR><BR>- Почему спектакль готовился так долго - 2 года? <BR>- Я не ожидал, что придется столкнуться с такими трудностями. <BR>Сложность в том, что я впервые пытался воскресить дух Гофмана - он отсутствует в предыдущих постановках. А их было очень много. Я посмотрел все, что только можно, выписал по Интернету видеокассеты от Братиславы до Токио, объездил много стран Европы, заказал уйму книг, были созданы специальные громадные альбомы с вырезанными материалами. Мне было предложено сделать этот спектакль за 2 месяца - то, что обычно здесь и делается и что меня совершенно не устроило. И с большим шумом, хотя мы с Валерием Гергиевым в очень дружеских отношениях, я откладывал премьеры (3 раза. - Н.У.). Не думаю, чтобы в Петербурге кто-нибудь так работал. Обычно говорят: костюмчики из этой книжки, фонарики - из этой. Тяп-ляп, и готово. А у меня от больших бутафорских вещей до вилки и колбасы - все делалось мною. <BR><BR>- В декорациях Вы использовали какие-то новые материалы?<BR>- Почти ничего. Я противник нововведений, которыми кишмя кишат все сцены, поэтому спектакль выполнен в традиционных материалах. Картины, дерюга, обман, который должен быть сделан так артистично, чтобы зритель поверил, что это правда. В этом вся прелесть. Исключение - некоторые элементы бутафории, которые отливались в Америке из специального пластика, который здесь известен под названием стеклопласт, но там он более усовершенствован, менее опасен и более гибок. Он очень широко используется в Америке для театров и современной скульптуры. Кроме того, я не мог доверить чужим рукам лепить очень многие сложные вещи, поэтому они выполнялись у меня в мастерской, а отливались на фабриках. Недавно из Америки прибыли два контейнера этой бутафории, сейчас ее раскрашивают. 10 макетов декораций тоже делались в Америке моим ассистентом, замечательным художником Андреем Войтенко. Но костюмы шились здесь. По сути, все деньги, которые я получу за спектакль, были истрачены на материалы, необходимые для работы, - таков мой метод.<BR><BR>- Появятся ли скульптуры по "Щелкунчику"?<BR>- Скульптуры уже сделаны и раскрашены. Даже вышла книжка по "Щелкунчику". Вот первый экземпляр! Мне его только что прислали. Одних деревянных персонажей я сделал около 12 штук (по 70-80 см) - для того, чтобы я сам увидел, как каждая фигура будет выглядеть в пространстве. Скульптур Щелкунчика (больше всего я работал над его маской) - 3. Со временем Щелкунчик будет исполнен в бронзе и, вероятно, появится в Берлине. Сейчас я работаю над проектом для Германии "Мир Гофмана". И в этом "мире" появятся многие скульптурные объекты спектакля. <BR><BR>- Разве Щелкунчик не будет поставлен и в Петербурге?<BR>- Для Петербурга я ничего не делаю принципиально. Пусть сначала они восстановят мой памятник архитекторам, построившим Петербург. Отпиленные детали найдены, но они в таком состоянии! Зная "дружелюбное" ко мне отношение определенных правящих и художественных кругов, я специально сделал внутри стальные толстенные тросы, которые держали все конструкции. Поэтому варварская работа проделана очень профессиональными бригадами. А для Москвы я делаю памятник "Дети - жертвы пороков взрослых". Он откроется 14 июня в Международный день трагедии детей - здесь я уже не имею права ничего откладывать. Кроме того, я работаю для Лондона. Уже отливается многофигурная композиция памятника Петру I. Фигура стоячая, очень высокая. С голландской трубкой и подзорной трубой, в треуголке и камзоле. Она будет стоять возле самого глубокого места Темзы. Там, где Петр I впервые ступил на землю Англии, - 15 минут от центра Лондона.<BR><BR>- А как Вы относитесь к петербургской пластике?<BR>- Я только недавно узнал о памятнике Александру Невскому. Знаю, что Зураб Церетели готовит вам много подарков. Я за то, чтобы скульптуры вставали! Но в том числе и наших великих соотечественников, работы которых украшают Париж и Лондон. Это Цадкин, Липшиц, Габо, Орлова. В Петербурге вообще нет ни одной современной скульптуры в отличие от Парижа, который чуть старше Петербурга, но не видит в ней ничего зазорного. Зазорно, когда такие преступники от архитектуры, как Харченко и компания, начинают разрушать город и его архитектуру. Одна из самых страшных вещей, которые ими готовятся, - это снесение Преображенских казарм и попытка выстроить сталинские небоскребы с подземными гаражами вокруг Троицкого собора, который может рухнуть. Я был в Кремле по этому поводу. Положил на стол помощнику Президента все документы, которые мне передала петербургская интеллигенция. Рассказал, что человек, выступавший против этого, Морголис, был после своего выступления жестоко избит.