Управляющие российской экономикойнадеются на "счастливый билет"

Россия, воодушевленная неким экономическим ростом, ознаменовала вхождение в новый век отсрочкой выплаты долгов.

<BR><BR>Россия, воодушевленная неким экономическим ростом, ознаменовала вхождение в новый век отсрочкой выплаты долгов.<BR>Как гром среди ясного неба разразился конфликт между Парижским клубом стран-кредиторов и Правительством РФ. Россия не торопится выплачивать в январе причитающиеся кредиторам $284 млн, мотивируя это снижением доходов из-за возможного падения мировых цен на нефть и потерей финансовой устойчивости вследствие возникновения дефицита бюджета. Лишь после бурного обсуждения она выплатила $24,8 млн и пообещала до конца января отдать Европе еще $9,6 млн.<BR>Причина прижимистости Минфина в данном случае кроется в бюджете: на 2001 год в нем заложена сумма $1,3 млрд - это меньше, чем требуется по выплатам Парижскому клубу. Общая сумма выплат в текущем году - $3,4 млрд.<BR>Дело в том, что при подготовке бюджета Правительство рассчитывало на получение кредита от МВФ, но этого не произошло. Именно по этим причинам Россия хочет отложить расчеты с Парижским клубом на 3 месяца и надеется договориться с кредиторами о реструктуризации долга.<BR><BR><B>Этап подъема</B><BR>Сложившаяся ситуация приводит инвесторов в недоумение еще и потому, что в 2000-м впервые за многие годы доходная часть бюджета превысила расходную. Никто из лидеров Отечества, составляя бюджет-2000, даже представить себе не мог такого экономического роста.<BR>Правительство России по-прежнему напоминает команду лодки, которая плывет по течению: все комментируют пейзаж, споря друг с другом, но от этого ничего не меняется. В минувшем году России удалось "зацепиться" за рост цен на мировом рынке энергоносителей, как за буксир. И это оказалось той кислородной подушкой, которой так не хватает больному астмой. Бюджет задышал полной грудью, и реанимации не потребовалось. <BR>Весь прошлый год происходило повышение мировых цен не только на нефть, но и на газ, черные и цветные металлы. Вывоз сырья из страны за год достиг 30% ВВП, обеспечив тем самым 2/3 экономического роста.<BR>Правда, инфляция подвела: предполагалось 18%, а получилось 20,2%. Зато соотношение российской и американской валют оказалось ниже планировавшегося: 29 руб. вместо 32 руб. за $1. Уже к октябрю 2000 года Правительству РФ удалось полностью наполнить бюджет. А ЦБ РФ за год увеличил золотовалютные резервы с $12,5 до $27,9 млрд и укрепил национальную валюту. Но не только за счет экспортеров сырья начался подъем экономики. Хоть и в меньшей степени, но поучаствовали в этом производители других отраслей народного хозяйства. Общий рост промышленности в 2000 году превысил 9%. Значительных успехов достигла отечественная пищевая промышленность, заполнив российский рынок на 80% своей продукцией. Правда, импорт в этой отрасли в несколько раз превышает экспорт, потому что производители зачастую используют импортное оборудование и сырье.<BR><BR><B>Не надо печалиться</B><BR>В общем и целом экономическая ситуация по сравнению с 1999 годом, и тем более 1998-м, кардинально изменилась. И вопреки всем пессимистическим прогнозам относительно дальнейшего подъема экономики России большинство экономистов сходятся во мнении, что ожидать глубокого кризиса в 2001 году не стоит. Несмотря даже на то, что начиная со второй половины прошлого года экономическое развитие замедлилось.<BR>Из-за быстрого роста издержек некоторые отрасли российской промышленности, ориентированные на экспорт, стали неконкурентоспособны по цене и вынуждены сокращать объемы производства.<BR>Сказался более высокий уровень инфляции на внутреннем рынке. Для сравнения: инфляция в развитых странах Западной Европы составляет 2-3% в год против 20,2% в России.<BR>Одной из главных причин высокого уровня инфляции стало повышение цен на энергоресурсы. В 2000 году максимальные темпы роста отпускных цен наблюдались в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях (см. табл.).<BR>По этой же причине можно ожидать дальнейшего роста инфляции в 2001 году. Во всяком случае, среднесуточный прирост цен в первой половине января этого года составил 0,076% против 0,074% в январе прошлого. При сохранении тенденции инфляция в январе текущего года может достичь 2,4%. Более высокий уровень инфляции (2,6%) был зафиксирован в июне 2000 года, из-за резкого подорожания бензина (данные Госкомстата РФ).<BR><BR><B>Быть или не быть</B><BR>Таким образом, рост цен на нефть, с одной стороны, укрепляет государственные финансы, с другой - подгоняет инфляцию и тормозит развитие отечественной промышленности.<BR>Возможное снижение контрактных цен на нефть, которое сильно волнует Правительство России, пока остается под большим вопросом. <BR>Вот почему страны - члены ОПЕК заявили о сокращении добычи нефти на 1,5 млн баррелей в сутки, а это вряд ли приведет к снижению цен. По мнению аналитиков, они могут превысить отметку в $30 за баррель. Но пока котировки нефтяных контрактов находятся в пределах $24-28 за баррель.<BR>Если все-таки цены опустятся ниже заложенных в бюджете РФ на 2001 год $20 за баррель, то приток нефтедолларов в страну сократится, что приведет к относительному падению рубля. Ослабление рубля сделает отечественные товары более дешевыми на внешнем рынке, и доходы государства будут расти за счет увеличения объема производства и экспорта.<BR>Возможно также, что Правительство, не дожидаясь влияния внешних факторов, девальвирует рубль.<BR>Еще один довод в пользу девальвации - выплата долгов. Так или иначе, но по ним придется расплачиваться, а денег в бюджете- 2001, как известно, не хватает. Делать займы на внутреннем рынке Правительство не будет, так как процентные ставки значительно выше мировых, иностранцы пока в долг не дадут, остается ЦБ РФ. Центральный Банк, выдав кредит Правительству, сократит золотовалютные резервы, что тоже приведет к ослаблению позиций рубля.<BR>Многие экономисты считают, что именно такой вариант развития событий наиболее реален. При этом большим минусом станет усиление инфляции в связи с ростом цен на импорт.<BR><BR><B>Старые грехи в рай не пускают</B><BR>По мнению западных экономистов, общее отставание России в развитии вызвано в большей степени структурным характером, а влияние конъюнктуры рынка весьма незначительно. Последние годы к власти в России приходили правительства, не обладающие достаточным опытом правления в условиях рыночной экономики. Кроме того, в работе над бюджетом множество партий имеют разногласия. <BR>Как следствие, большинство социальных расходов, утвержденных Государственной думой в последние годы - пенсии, пособия, зарплаты бюджетников и т.д., не были сбалансированы, обладали колоссальной динамикой и вели к еще большему росту расходной части бюджета. При этом они оставались незаметными для населения.<BR>Все эти причины, копившиеся годами, вынудили Правительство в очередной раз в 2000 году возобновить реформы. Большинство из них так и не были реализованы. <BR>Дальше всех продвинулась реформа налоговой системы. Был введен единый социальный налог, утверждены изменения в механизме взимания НДС и подоходного налога. Однако к многим нововведениям народ относится с недоверием. Например, более 50% населения не уверено, что ставка подоходного налога 13% продержится 10 лет, как обещает Правительство. "Оно выяснит, сколько мы зарабатываем, и снова увеличит налоговые ставки", - считают люди.<BR>Между тем до сих пор остается открытым вопрос естественных монополий, пенсионной реформы, социальных льгот, трудовых отношений и конечно же внешнего долга. Осложняется все это еще и тем, что механизмы решения этих проблем весьма противоречивы.