00:0023 января 200100:00
50просмотров
00:0023 января 2001
Восток, как известно, дело тонкое. И тайн своих просто так не раскрывает.
<BR><BR>Восток, как известно, дело тонкое. И тайн своих просто так не раскрывает. <BR>Например, до сих пор петербуржцам доподлинно неизвестно, из чего же все-таки делают шаверму - изобретение восточной кухни, завоевавшее русские желудки. Мало того, об этом часто не знают и сами продавцы.<BR><BR><B>Эксперименты на людях</B><BR>По данным Комитета по потребительскому рынку Петербурга, на 1 января 2001 года в городе зарегистрировано 170 точек по производству и торговле шавермой (в прошлом году в городе ежемесячно открывалось две-три новые). Средняя проходимость каждой - 100 человек в день. Ежедневно 340 тыс. руб. перекочевывает из кармана горожан, питающихся на бегу, в киоски, павильоны и палатки, торгующие этой восточной едой. <BR>Для того чтобы понять, можно есть шаверму или нет, корреспонденты "ДП" решились поставить эксперимент на себе. В течение одного дня были обследованы киоски и опрошены продавцы шавермы в разных районах города, совершены контрольные закупки и проверки документов. Для обеспечения законности и сохранения независимости акция проводилась совместно с главным специалистом сектора массового питания Комитета по потребительскому рынку Петербурга Людмилой Кришталь, врачом по гигиене питания Центра Госсанэпиднадзора в Петербурге Еленой Шумаковой и вице-президентом Ассоциации кулинаров и рестораторов Петербурга Рашидом Магдеевым. <BR><BR><B>Под стук колес</B><BR>Самое "хлебное" место для торговли - вокзалы. Людской поток нескончаем и многолик. Схема потребления проста: купил на вокзале - переварил в вагоне - если не переварил, жаловаться поздно: уже доехал (или не доехал) до пункта назначения. <BR>В трех павильонах близ Финляндского вокзала шаверма стоит недорого, но и за качество ее никто не поручится. Здесь нет весов и горячей воды. У продавцов из киосков ЧП Шапиро и ЧП Мустафаева не нашлось медицинской книжки, у частного предпринимателя Мустафаева вообще не оказалось разрешения на организацию общественного питания. Торговый павильон ООО "Сфера" в Безымянном переулке превращен в выпечной цех, хотя разрешение есть только на продажу привезенных и упакованных кулинарных изделий. Тесто, фарш, салат, готовые пирожки и полуфабрикаты для шавермы мирно сосуществуют в маленьком стеклянном павильоне, лелеемые простоволосыми поварихами-продавщицами.<BR><BR><B>Та же картина</B><BR>Жалоб на качество продукции, естественно, не поступало. Звучит мрачновато, как будто "никто не выжил". Однако все проще: даже отравившись, путешественники вряд ли возвратятся за справедливостью. А на смену им ежедневно приходят другие.<BR>Второе по популярности место для открытия точек быстрого питания - возле станций метро. На "Горьковской", например, в ЧП Катковой продавцов, плохо понимающих по-русски, спасает одна на три киоска девушка-"менеджер" - она хотя бы может объясниться с проверяющими. Возле метро, где, казалось бы, требования к качеству шавермы должны быть выше - потенциальные покупатели здесь одни и те же, - картина не краше, чем у вокзалов. Сертификатов нет, чистотой заведения не отличаются, а "повара" выступают и в качестве кассиров, мусоля руками и деньги, и еду. По словам Елены Шумаковой, за отсутствие сертификата первый раз предупреждают, второй раз штрафуют (от 5 до 10 МРОТ - индивидуальных предпринимателей, от 200 до 300 МРОТ - юрлиц), а на третий раз приостанавливают реализацию продукта в соответствии с законами РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Но точных данных о количестве закрытых павильонов шавермы за прошлый год завотделом гигигены питания Центра Госсанэпиднадзора Галина Дмитриева назвать не смогла: "Мы не выделяем шаверму из общего количества предприятий питания, которые были закрыты". <BR><BR><B>Собаки и кошки не при чем</B><BR>На момент проверки ни один из продавцов не смог убедительно объяснить, из чего состоит их готовый продукт. Хорошо, что хоть с мясом и питой все понятно: шампуры с куриным полуфабрикатом и лепешки практически во все павильоны и киоски с шавермой поставляют одни и те же фирмы - ООО "Яра" (мясо) и ЗАО "Гранд" (пита). Это выгодно и продавцам (большие объемы предполагают оптовые цены), и потребителям: крупные поставщики контролируют качество поставляемой продукции. Но вот что касается прочих ингредиентов, здесь дело темное.<BR><BR><B>Сами виноваты</B><BR>В течение проверки выяснилось, что некую "заготовку для соуса" в павильоны ЧП Шапиро, Мустафаева, Катковой, Баалбаки (у станции метро "Черная речка"), Реттаб (Василеостровский район), ТОО "На Знаменской" (гостиница "Октябрьская") и ООО "Сфера" привозят мифические поставщики без накладных и адресов. После этого каждый доводит свой соус до ума сам - при помощи кефира, майонеза, приправ, купленных в ближайшем магазине. Остатки соуса могут запросто попасть в очередную заготовку на следующий день - и так до бесконечности. То же касается и овощей. Гарантии, что вчерашний салат не добавят в завтрашний, нет никакой, кроме честного слова повара и доброго имени владельца. Но на это, увы, рассчитывать не приходится. По мнению Рашида Магдеева, в ситуации виноваты и сами потребители. Они нетребовательны и не научились ценить свое здоровье. "У нас очень низкая культура питания", - утверждает Рашид Магдеев.